Тагаери-тароменане.

После целого дня следования в верховья реки Ясуни, ночлег под гигантской сейбой погружает сознание в кричащий мир джунглей с особенной быстротой. Непривычный запах и звуки становятся чем-то обыденным лишь когда удается полностью сосредоточиться на каком-нибудь деле. Например, на приготовлении ужина или постановке палатки.

Сандро – наш гид-проводник – не отрываясь от чистки картошки, спокойно заметил: «Мы остановились на территории тагаери. Отсюда до реки Нушиньо – каких-то пять километров».

Звуки джунглей мгновенно вернулись – аж в ушах зазвенело.

— Ну и каковы наши шансы?

— Шансы их увидеть или остаться в живых? – Сандро ухмыльнулся и продолжил: «Тагаери сейчас не такие как раньше. Они стали умнее. Туристов не трогают – только следят. Если ты не рубишь лес и не гробишь рыбу динамитом – зачем тебя трогать?»

Тагаери, или дикие Аука, или «красные ноги» — единственный клан индейцев ваорани, отказавшийся от контактов с цивилизацией. Еще в 1968 году, после первых посещений этих земель протестантскими миссионерами, между ваорани возникли разногласия относительно дальнейших контактов с представителями внешнего мира. Часть людей во главе с предводителем Тара ушли в глубину леса и на протяжении десятилетий препятствуют проникновению туда кого бы то ни было.

Говорят, их осталось не более 30 человек и молодое поколение уже не так рьяно придерживается образа жизни предков: периодически молодые тагаери выходят в деревни оседлых ваорани, осуществляя натуральный обмен.

Есть предположение, что тагаери вынужденно идут на контакт с соотечественниками из-за притеснений со стороны другой неконтактной группы – тароменане – народа, который пришел на земли ваорани со стороны соседнего Перу. Коренастого телосложения, с короткими ногами и светлой кожей. Общее число – в пределах 200 человек. Очень мобильны и скрытны. Говорят на своем языке, который индейцами ваорани понимается только частично. Вот и все, что известно о загадочном племени.

Ваорани считают, что тароменане заняли территории их предков. Вторжение цивилизации в быт и жизненный уклад ваорани привело к тому, что последние сконцентрировались в поселках по берегам крупных рек, тем самым «освободив» обширные территории экваториального леса. Чем, разумеется, не преминули воспользоваться доселе никому не ведомые тароменане.

— А ты сам-то их видел? – спросил я Сандро.

— Видел. Но больше желания увидеть нет: раны заживают не быстро и шрамы потом остаются…

Национальный парк Ясуни. Зона обитания неконтактных племен отмечена штриховкой.
Цифрами обозначены: 1. Городок Кока (Пуэрто-Франсиско-де-Орельяна);
2. Река Паньякоча с системой лагун — заповедная зона. Биологический коридор, связывающий
крупнейшие национальные парки Эквадора; 3. Поселок Нуэво-Рокафуэрте. Пограничный пункт Эквадора;
4. Место ночевки на реке Ясуни; 5. Поселок Пантоха (бывший эквадорский Рокафуэрте). Пограничный пункт Перу.