Железные ворота Дуная.

В переводе абсолютно со всех языков окрестных народов это место называется одинаково: Железные Ворота. Ущелье, общей длиной в 134 километра, пробитое одной из величайших рек Европы, на стыке отрогов Карпатских и Балканских гор. Здесь широченный Дунай сужается до мизерных ста шестидесяти метров, резко увеличивая свою глубину. И когда стремнина заканчивается, освобожденные воды разливаются вновь с такой скоростью, что обнажают непроходимые пороги. Удивительно, но Дунай — река свободного судоходства и одна из главных транспортных артерий для множества государств на протяжении всей европейской истории — стал судоходен по всей своей длине лишь после 1896 года, когда был пробит обходной канал через порог Переграда. Но и тогда мощь дунайских вод была столь велика, что не позволяла судам подняться вверх по течению: их тянул специальный локомотив.

Нормальное же судоходство стало возможно только после 1973 года, когда Румыния и Югославия (при поддержке Советского Союза, конечно) построили две гидроэлектростанции со шлюзами для прохождения судов. Строительство плотин привело к поднятию уровня воды настолько, что глубина Дуная местами стала достигать ста метров. Тем не менее, благодаря узости и высоте окрестных гор сильного разлива вод не произошло, а наличие с обеих сторон от реки заповедных земель позволило сохранить растительный и животный мир региона.

Логично предположить, что столь грандиозный бастион просто не мог не служить природной границей для людских государств и образований. И тот, кто мог держать эту границу «на замке» — получал существенные преимущества. Старейшее из найденных поселений в черте Железных Ворот — Лепенский Вир — датируется периодом 5300-4800 лет до нашей эры! Несмотря на то, что стоянка древних фермеров и скотоводов была затоплена при строительстве плотин, все найденные реликвии, дома и захоронения были перенесены вверх по склону гор выше современного уровня воды. И любой человек, путешествующий по сербской стороне ущелья, может проникнуться бытом и культурой далеких европейских предков.

Первыми же, кто дерзнул «укротить» ущелье, построив дорогу вдоль реки и даже самый длинный в античности мост через низовья Дуная, были, конечно же, римляне. Стопятидесятилетнее сосуществование Рима с беспокойной варварской Дакией, которой еще и приходилось выплачивать дань, изрядно портило жизнь гражданам империи. И при императоре Траян, в 854 году от основания Рима, терпение, таки, лопнуло. Собрав армию в сто тысяч легионеров (беспрецедентная цифра для тех времен!) Траян двинулся в путь. Но атаковать Дакию можно было лишь с узкого перешейка на юго-западе, в месте, которое (как вы уже догадались) называется «Железные Ворота». Понятное дело, что в те времена никакое судоходство в столь бурных водах было невозможно, да и сказать, что это место удобно для атаки было бы издевательством. Но выбора не было. Траян был вынужден отказаться от скрытости и положиться на инженерный гений своего народа: около года армия занималась разработкой инфраструктуры пятачка будущего наступления. Вдоль ущелья была проложена дорога, отдельные участки которой были частично вырублены в скале, а частично висели над водой! Сначала в скале выдалбливалась ниша высотой метра три и шириной метр-полтора. Затем под нишей высверливалось отверстие квадратного сечения и туда вставлялась деревянная оснастка. В конце настилали доски и делали бортики. 25 километров выдолбленной скалы! Ручным шанцевым инструментом! В условиях бурной реки и скачущей лодочки! Даже для нашего времени проект удивительный. Что же говорить о временах Траяна? Если вы уже побежали паковать чемоданы посмотреть на сие чудо, то напрасно — дорога ныне покоится под водой. Наверх перенесли только надпись на латыни, свидетельствующей об окончании строительства дороги (и произошло это в сотый год нашей эры).

Несколькими годами позднее по проекту Аполлодора Дамасского был построен и мост через Дунай, который, к сожалению, не простоял и полвека. Император Адриан повелел разрушить его, дабы затруднить варварам переправу. Опоры моста находятся на Дунае поблизости от городов Дробета-Турну-Северин (Румыния) и Кладово (Сербия). В 1856 году рекордное обмеление реки обнажило все 20 опор. Они мешали речному судоходству, и после долгих дебатов две опоры были снесены в 1906 году. К 1932 году сохранилось шестнадцать опор, а в 1982 году археологами было зафиксировано только двенадцать.

Голубацкая крепость.

Вообще, о самом длинном ущелье Европы можно рассказывать много и долго. Начиная от ныне здравствующей крепости Голубац и заканчивая исчезнувшим в результате затопления островом Ада Кале, о котором, что удивительно, практически никто у нас не знает. А между тем, Ада Кале является, пожалуй, самой значительной жертвой строительства плотин Железных Ворот. На острове располагался турецкий эксклав, известный как место свободной торговли и гнездо контрабандистов (только вдумайтесь: легальное обиталище контрабандистов в центре Европы!). Сам остров в длину был около трех километров и располагался ниже по течению от румынского города Оршова (Orşova). В 1669 году австрийцы построили там форт для защиты от турок, и с тех пор остров был яблоком раздора двух империй. В 1699 году его захватили турки. С 1716 по 1718 он снова стал австрийским, а после четырехмесячной осады в 1738 вновь отошел к Турции. Но австрийцы вновь отбили его в 1789 году, но только для того, чтобы отдать его туркам по условиям мирного договора. В 1878 году Османская империя отступила далеко на юг и остров оказался под контролем Австро-Венгрии, хотя и оставался собственностью турецкого султана. Жители острова были освобождены от всех налогов и не подлежали мобилизации. Лишь в 1923 году, года пала монархия Османов, жители республики решили присоединиться к Румынии. Перед затоплением большая часть жителей Ада Кале эмигрировала в Турцию. Остальные переселились в румынское местечко Добруджи , где проживает турецкая диаспора.

Голубацкая же крепость — первое сооружение перед входом в ущелье, которое видит путешественник, едущий от Белграда. Дорога идет прям через крепость. Удивительно, но история крепости до конца не изучена. Известно лишь, что построена она была в XIV веке, но кем она была построена — неизвестно. Наиболее драматичным периодом в истории крепости был XV век, когда венгерский король доверил управление крепостью сербским деспотам Лазаревичам и Бранковичам. В 1427 году Голубацем овладел турецкий султан Мурад II. Опасаясь усиления его позиций на Балканах, венгерский король Сигизмунд отправил в 1428 году на освобождение крепости многотысячное войско венгров, валахов, поляков и итальянцев. Осада крепости не увенчалась успехом, во время неё сложил голову прославленный рыцарь Завиша Чёрный.

Деревушки в ущелье. Ветряк стоит уже на румынской стороне.

Ночной вид на дорогу со стороны Лепенского Вира.

Туманный Дунай.

,