Джердап и Майданпек.

Утренний Дунай настолько плотно укрылся туманом, что первоначальная идея уйти на юг в горы показалась еще более здравой. От Доньи Милановац в сторону странного городка Майданпек, прямо через национальный парк Джердап идет извилистый трек за номером 104. И хотя меня терзали смутные сомнения на предмет проходимости данной дорожки для арендованной маломощной машинки — я решил рискнуть и буквально через несколько километров попал в другой мир.

Железные ворота Дуная служат проливом не только для воды, но и работают как сифон для проходящих воздушных масс, что приводит к локальным наслоениям инея и снега на склонах окрестных гор. Лес превращается в рисованную картинку и совершенно невозможно угадать, что будет за следующим поворотом. Феерию довершают пасущиеся косули, шныряющие хорьки и куча другой неведомой живности, которую в налетевшем тумане и не определишь.

Вообще, весь округ Майданпек (к которому относится и национальный парк Джердап и городишко Доньи Милановац) – место, полное загадок. Прежде всего — для археологов. Сам городок Майданпек, насчитывающий около восьми тысяч жителей, расположился в кратере давно потухшего вулкана и известен богатым месторождением меди и золота, где горняцкие традиции существовали задолго до того, как в эти края пришли римляне (I век до н.э.). Медь добывалась методом осаждения, а золото – промыванием песка из реки Пек или нахождением самородков. На протяжении всех средних веков горное дело в этих местах не угасало. И в первой половине девятнадцатого века начинается добыча меди, организованная по новым технологиям. Именно здесь, в 1882 году, был построен первый локомотив на Балканах. А настоящий подъем горное дело и переработка меди пережили во второй половине двадцатого века. Сегодня этот город известен производством высококачественных прочных медных труб для промышленности и различных инженерных коммуникаций.

Потому и не удивительно, что рудник Рудна Глава, расположенный близ Майданпека — один из древнейших медных рудников мира, функционировавших со времен раннего неолита (5000 лет до нашей эры). Именно здесь найден самый старый медный предмет (по форме напоминающий кирку), известный человечеству.

Совсем рядом находится и Райкова пещера, протяженностью более двух километров. Это одна из 110 пещер, отмеченных спелеологами в этих местах. Первым ее исследовал крупнейший сербский географ Йован Цвиич в 1894 году, а для посещения пещера была открыта в 1975 году. Жаль зимою туда не заглянешь.

Впрочем, и без пещер на этой земле хватает красот и легенд. Главное, никуда не торопиться и не отказываться от сербского гостеприимства. И тогда, гарантирую, этот край навсегда останется в списке ваших самых любимых.

В национальном парке Джердап.

Так выглядит дорожное покрытие в местах скопления снега.

Косулю видите? Кроп кадра.

Цветастые домики Майданпека изрядно контрастируют с зимней раскраской окружающих гор.

Железная дорога в этих краях зачастую проходит вот по таким красивым виадукам.Кстати дорога действующая: из местных новостей вычитал, что в ноябре 2013-го тут случилось небольшое ЧП. В 20 километрах от Майданпека, между станциями Влаоле и Ясиково загорелся один из двигателей тепловоза. Поезд немедленно был остановлен, а пассажиры эвакуированы. Потушить пожар штатными огнетушителями не удалось и, к моменту прибытия пожарных из Майданпека, поезд полностью выгорел. Пассажиров пересадили на другой поезд. Никто не пострадал.

Пасеку в этих краях содержат так же как и у нас на юге.

Хрюшки внаглую носятся по дорогам.

Монастырь XII века «Тршка црква».

Сельская пастораль.

Древний Доджик.

Дорога сквозь Джердап.