Ваорани. История контакта.

В пятидесятых годах прошлого века различные секции американской евангельской церкви вплотную занялись миссионерской деятельностью в джунглях Амазонии, пытаясь добраться до еще оставшихся свободных индейцев. В случае Эквадора, усилия миссионеров сосредоточились на интеграции и умиротворении индейцев, названных впоследствии коренными ваорани. Эти индейцы исторически населяли территории провинций Орельяна, Пастаза и Напо, на юг — до границы с Перу, а на север — до «Большой воды», или Дороборо — именно так ваорани называют реку Напо.

На момент контакта ваорани были разделены на четыре основных группы: Гуикитари, Пиемори, вайваири и вепеири, раскинутые по огромной территории, где они занимались охотой, собирательством и примитивным сельским хозяйством. Клановая организация представляла собой сообщество индейцев различной степени родства, с союзными отношениями с близкими кланами и войнами — с отдаленными. Обыкновенно, каждый клан ваорани имел стабильное поселение и только в случае войны народ мигрировал на новое место.

На момент контакта ваорани находились в состоянии внутриплеменной войны. По одной из версий, борьба между кланами и их перемещение было связано с проникновением на исконную территорию первых ковори. Ковори (cowori) на языке ваорани значит «людоед» — так индейцы называют всех не-ваорани. Столкновения со сборщиками каучука, поселенцами-кечуа и, в дальнейшем, с разведотрядами нефтяных компаний сыграли ключевую роль в эскалации межплеменных конфликтов.

В 1956 году группа евангелистов, действующих в эквадорской Амазонии, опираясь на структуры, оставленные нефтяной компанией Shell (компания вела геологоразведочные работы в период с 1939 по 1952 год) решились пойти на контакт с аука — именно так горные индейцы-кечуа называют ваорани. Аука означает «враг».

Три (по другим данным — пять) миссионера высадились близ местечка “Playa de las Palmas” (пальмовый пляж) и тут же были убиты копьями ваорани. Спустя два года женам погибших миссионеров и одной из монахинь — Рейчел (Rachel Saint), чей брат был в числе убитых миссионеров — удалось установить дружеский контакт. Рейчел приютила женщину ваорани по имени Дайума (Dayuma), которая покинула племя из-за конфликта. Благодаря ей Рейчел смогла выучить язык ваорани и затем, при помощи той же Дайумы, связаться с кланом Гуикитари, разоренным войной.

В 1957 году Рейчел вместе с Дайумой отправляется в тур по США, где они выступили вместе с известным американским религиозным деятелем Уильямом Франклином Грэмом в знаменитом шоу «Это ваша жизнь».

С 1958 по начало 70-х годов Рейчел удалось объединить большую часть кланов и привести около 500 человек в низменность Тивено (Tiweno). В 1969 году эквадорский институт аграрной реформы и колонизации (IERAC) предоставил этим землям (на площади в 16000 гектаров) статус заповедника.

«Не убивай, имей только одну женщину и питайся цивилизованной пищей», — таковы были базовые правила жизни в миссии. Монахи открыли школу, провели перепись населения и, конечно, занялись его евангелизацией. В Тивено самолетами еженедельно доставлялись продукты питания, одежда, предметы первой необходимости (от горшков и топоров до гребешков и ламп) и медикаменты.

Дайума наработала невиданный ранее авторитет в среде ваорани, служа посредником и переводчиком в мире ковори.

Однако на тот момент, когда нефтяные компании Texaco и Cepe начали делать разведку нефти на территории ваорани, проложив 112-километровую трассу до городка Кока (дорога так и назвалась Ayca Road) и разрезав тем самым коренные земли народа на две части — еще не все кланы ваорани были приведены в низменность Тивено. Это привело к тому, что в начале 70х годов произошло немало инцидентов между нефтяниками и ваорани. Аука нападали на лагеря, убивали сотрудников компаний и препятствовали работе геологоразведки. Компании, в свою очередь, стали вооружать своих сотрудников и наняли коренных кечуа, которые якобы лучше ориентировались в лесу. Также использовалось соперничество между этническими группами ваорани и поселенцами кечуа вдоль берегов реки Напо.

Нефтяные компании всерьез задумались о снижении численности ваорани и/или перемещению их в район более компактного проживания. И единственная альтернатива военному решению вопроса — миссионерская деятельность. Таким образом, если вначале евангелисты действовали в одиночку, то с проникновением нефтяных компаний вглубь территории ваорани их интересы совпали и миссионеры получили средства от нефтяников для перемещения ваорани в места компактного проживания типа низменности Тивено.

Нефтяные компании предоставили миссии Рейчел транспорт и оборудование для скорейшего завершения работы по перемещению ваорани. Речи, призывающие ваорани выйти из леса транслировались через громкоговорители на окружающую поселения местность, на деревушки диких аука сбрасывались подарки, призванные заманить индейцев к цивилизации. В 1971 году институт IERAC присвоил заповеднику Тивено статус протектората ваорани.

Несмотря на то, что к 1975 году около 90% всех ваорани было переселено, контроль миссионеров не был полным и часть свободных аука продолжали нападать на нефтяников. Именно из этих представителей ваорани вождь Тара сформировал группу тагаери, отказавшуюся от благ цивилизации и ушедшую в пока еще не тронутую часть леса.

Племя тагаери существует до сих пор, всячески препятствуя проникновению чужаков на свою территорию и, вкупе с племенем тароменане, представляют последние две группы неконтактных народов на территории Эквадора.

Относительно последних — племени тароменане — накоплено совсем мало информации. По одной из гипотез, тароменане — группа ваорани, отделившаяся от остального народа в начале XX века, когда большинство кланов аука покинули свои традиционные территории на границе с Перу, чтобы проследовать в верховья рек Ясуни и Типутини, заняв территорию индейцев запара (ударение на первый слог). Эти индейцы исчезли в результате деятельности сборщиков каучука, рабства и занесенных болезней.

Согласно этой гипотезе тароменане не последовали на север, а остались в пределах прежних границ. Последующая относительная изолированность от других кланов ваорани привела к дрейфу языка и к отличиям в материальной культуре. Однако со временем тароменане, вероятно под давлением нефтяных компаний со стороны Перу, были вынуждены мигрировать к северу, где столкнулись с племенем тагаери, что в настоящее время приводит к постепенной ассимиляции последних.

На сегодняшний день ваорани имеют право на закреплённую за коренным населением резервацию площадью примерно в 6 125,60 кв. км, частично пересекающуюся с территорией Национального парка Ясуни, что, теоретически, гарантирует неприкосновенность биологической среды. Также правительство Эквадора создало запретную зону в пределах парка от реки Нашино на севере до реки Курарай на юге с тем, чтобы снизить вероятность контакта населения с племенами тагаери и тароменане.

Примерное расположение кланов ваорани на 1958 год.

Территория резервации ваорани (голубой цвет), парка Ясуни (светло-зеленый)
и запретной зоны (штриховка).