Люди кассена.

Народ кассена — одна из старейших этнических групп Буркина Фасо, заселившая этот регион еще в XV веке. Эти люди до сих пор живут родовыми общинами («сонрон» на языке касем), выстраивая свои дома так, что прогулка по внутреннему двору превращается в прохождение лабиринта. Да, община — настоящая крепость, дома в которой построены исключительно с целью защиты. Различных захватчиков в этом регионе планеты всегда хватало с избытком и судя по тому, что кассена до сих пор существуют и сохранили свою идентичность, означает, что их архитектура, одновременно массивная и элегантная, доказала свою оборонительную эффективность.

Жители деревни Тиебеле (Tiébélé).

Дома глиняные, частично углубленные в почву, с террасными или соломенными крышами. Вход в виде скругленной арки и очень низкий, около полуметра. Сразу за входом следует небольшая стена, служащая для защиты от вражеских атак и вторжения диких животных. Врагу, чтобы добраться до жителей дома, приходилось приседать и подставлять свою голову прежде чем протиснуться целиком. Воину кассена (обычно главе семьи), находящемуся внутри, достаточно было одного движения, чтобы обезглавить заползающего врага. И хотя в наше время племенные войны канули в лету — люди кассена продолжают строить дома по-старинке. Ну разве что иногда заменяют традиционную глину, навоз и солому на сырцовый кирпич и возводят фундамент из слоя камней.

Внутренний дворик обычной семьи.

Еще одна особенность местных строений — геометрические узоры и настоящие картины на стенах, создаваемые женщинами кассена — визитная карточка всего региона.

В каждой общине кассена есть свой руководитель. Его зовут «пе» или «бафаро», что означает, конечно, «великий вождь». Правда авторитет вождя ограничен: его власть основана на мудрецах и старейшинах деревни, тех, кто гарантирует сохранение традиций и обычаев предков. В ряде случаев «пе» советуется и с прорицателем «вро» (нам они больше известны как колдуны вуду), чтобы принять правильное решение. То есть, централизованной власти тут нет. Роль вождя в основном заключается в обеспечении благополучия общины и разрешении возникающих конфликтов в деревне. Сам «пе» живет со всей семьей на территории под названием «пе-сонго» (двор вождя), которую легко узнать по «пуру» (или «поуроу»), находящемуся перед входом во двор. «Пуру» — это целый холм из земли и камней, внутри которого захоронены плаценты всех детей, рожденных в общине вождя. Именно на вершине «пуру» местный глашатай — «тот, кто бьет в барабан» — объявляет новости жителям деревни. Холм — священное место, а также индикатор статуса каждого вождя народа кассены. Чем больше холм, тем солиднее вождь.

Священные камни около большого инжира перед входом в Королевский двор вождя Тиебеле.
Слева виден склон «пуру» — священного холма.

Ну а самый «солидный» вождь живет в Тиебеле. Туда мы и направимся. Священный холм в Тиебеле самый большой, а устная традиция гласит, что эта община уже существовала во времена набегов джермабе (туарегов с территории современного Нигера) в XVI веке. Да и сам двор вождя Тиебеле именуется Королевским.

Перед входом во двор растет здоровенный инжир. Потому что «все могущественные семьи кассена должны иметь дерево красной смоковницы перед двором». Простым обитателям иметь растущий инжир перед входом во двор — не положено. Так же как и заходить в Королевский двор с зонтиком или в красной одежде.

В лабиринтах двора.

Рядом с деревом лежат раскрашенные священные камни. Они предназначены для «принцев» и обитателей королевского двора. Всем остальным прикасаться или сидеть на них запрещено! Для знати деревни и иностранцев лежат другие камни неподалеку. А справа от входа расположен «наконго» — дом предков королевской семьи. Здесь разрешают конфликты и вершат суд. По виду и по назначению это здание мне сильно напоминает «тогу-на» — дом собраний у догонов. Наверняка у этих строений единые корни.

Наконго — дом предков королевской семьи.

Сами дома народа кассена делятся на три основных типа. Круглые, с конической крышей из соломы (их зовут «драа») — предназначены для одиноких мужчин. В прямоугольных — «манголо» — живут семейные пары. По традиции, после женитьбы, женщина переезжает жить в семью мужа. Третий тип домов, в виде восьмерки, называемый «диниан» — предназначен для стариков, детей и тех, кто не может себя защитить. Обычно в таких домах три комнаты: мелкая кухня, спальня и гостиная. Впрочем, кухня простая и маленькая, поскольку большая часть готовки в любом случае осуществляется вне дома.

Драа — жилище одинокого мужчины.

Готовят, в основном, на улице.

Хижины в форме восьмерки считаются самыми первыми в народе кассена. Именно в этих «материнских» домах обитают духи предков. И потому здесь должны жить старики, как наиболее посвященные. Бабушки кассена заняты обучением внуков обычаям и традициям общины.

Внутренний двор обычной семьи. Хорошо виден дом-восьмерка.

Многие дома в Королевском дворе соединены друг с другом и получается, буквально, лабиринт из темных комнат. Узкие проемы в стенах через задымленные коридоры соединяют квартиры разных жен главы семейства. Да, у кассена исторически практикуется многоженство, но в последние годы такое наблюдается редко из-за экономических соображений.

В лабиринтах Королевского двора. Домик по центру — амбар.

В лабиринтах Королевского двора. Вид с крыши.

Каждая из жен может жить полуавтономно в этих помещениях, оборудованных кухней и чердаками для хранения продуктов. В углу комнаты есть небольшое отверстие для дневного света и выхода дыма, а за камином хранится целая коллекция гончарных изделий. Они служат горшками, емкостями для воды и хранения пищи. Количество разнообразной керамики служит признаком богатства женщины кассена. Чем больше горшков и прочих приборов, тем выше престиж женщины, которая ими владеет.

Внутри дома. Мельничные камни для перемолки зерна в муку.

Достояние женщины кассена — её керамика.

Каждый расписной дом в деревне — уникален. Но не в каждом из них обитают живые: часть построек представляют собой мавзолеи, где покоятся мертвые. Украшением стен занимаются все женщины общины, используя для окраски только природные материалы: глину, каолин, уголь. Готовое изображение тщательно полируется камнями. Причем каждый цвет полируется отдельно, чтобы цвета не сливались. После чего вся поверхность покрывается натуральным лаком, полученным путем кипячения стручков нере, африканского рожкового дерева. Тем не менее, через несколько лет украшения смывает дождем, поэтому женщины обычно ремонтируют экстерьер дома каждые четыре года. Узоры наносят после сбора урожая, в период с февраля по март. Конечно каждый рисунок несет какой-нибудь смысл. Так изображения звезд и Луны символизируют добро и надежду. Крокодил и змея — священные животные, отгоняющие болезни и неудачу. Тройной крестик — знак курицы для жертвоприношения. В каждом дворе для этого есть жертвенный камень. Полукругом обозначается калебас — вычищенная половинка тыквы, используемая в качестве сосуда практически везде у кассена.

Жертвенный камень.

Изображения на стене, не покрытой лаком.

Изображения на стене, покрытой лаком.

На первый взгляд, сами узоры довольно просты, но целый ансамбль из раскрашенных строений создает неповторимое впечатление. Жаль только, что эта практика в настоящее время быстро исчезает. В самой деревне осталось лишь несколько семей, которые еще занимаются отделкой стен своих домов. Конечно, можно надеяться на туризм, но Тиебеле явно не входит в число излюбленных туристических направлений Африки, да и местные жители предпочитают держаться подальше от иностранцев. Что ж, тем ценнее было добраться сюда и увидеть быт и культуру народа кассена своими глазами…

Орнаменты Тиебеле.

Новогодняя ночь в Тиебеле. Гостиниц тут нет, а единственный гест был полностью занят приехавшей группой испанцев.
Но у нас есть палатка! И мы присоседились рядом.