Дебре Дамо.

На северных землях Аксума, буквально в пяти километрах от границы Эфиопии с Эритреей, расположен монастырь Дебре Дамо. Основан он еще в VI веке нашей эры За-Микаэлем Арегави на вершине горы-останца, размер которой — 1000 на 400 метров и высотой над уровнем моря 2216 метров. Единственный путь наверх – 25-метровая стена. Я стою у подножья, и мне немножечко страшно: просто так наверх не залезешь.

По легенде, к Арегави во сне явился сам Господь и указал на место будущего монастыря, сказав, что даст в помощь огромного змея, чтобы монах поднялся наверх. Сам архангел Гавриил стоял на страже с мечом, дабы змей не передумал исполнять Божью волю. Змей, однако, оказался правильный и, обернувшись вокруг За-Микаэля, поднял его на верхний уступок, где монах вытесал крест на скале.

Дебре Дамо уникален и незабываем, но женщинам в него вход запрещён – монастырь исключительно мужской. У всех монахов — а их тут более 600 — обет безбрачия. Даже животные – только мужского пола. Исключение составляют кошки, ибо они, подобно монахам, могут лезть по скале. И – курицы, потому что птицы. А птицам, как известно, границы неведомы. Женщины могут лишь подойти к подножью скалы. Считается, что именно труднодоступность монастыря позволила оставить в целостности все его сокровища на протяжении более чем 1400 лет шумной истории. Церковь монастыря – старейшее подобное сооружение во всей Эфиопии.

Вообще, монастырское сообщество, фактически, самодостаточно. Зерновые культуры и животные выращиваются по окрестностям. Вода – дождевая, для чего по всей площади останца выбито около 1200 ям. Многие из них – весьма глубоки и представляют из себя целый лабиринт пустот и тоннелей (что очень напоминает о высеченных в скале церквях Лалибелы), но увидеть это можно лишь во время засухи. Если воды не хватает, то животные пользуются приоритетом: монахи стараются обходиться без оной.

Фотографировать позволяют и дали специальное разрешение на просмотр фотографий женщинами. Около часа просто сидел на территории монастыря. Очень спокойное место, хотя видно, что монахи не отстают от современных реалий: проведено электричество, кое-где торчат телеантенны.

Толстый канат, подобный змею, сплетённый из шкур и жил животных, свисает до самого низа. Есть ещё две ленты из того же материала: с их помощью поднимают грузы и страхуют желающих подняться. Высоко, но монахи очень быстро преодолевают этот подъём – сказывается многолетняя практика.

Специально вызванный мужчина старой камерой Leica фотографирует пожилого монаха в уважительном, жёлтом одеянии. На мой вопрос: «Зачем?» — последовал ответ одного из служителей: «Нашему брату – 120 лет и он готовится встретиться с Богом. Мы хотим сохранить его фотографию на память для всех наших братьев». Стодвадцатилетний брат в знак согласия кивнул головой и поднялся как тридцатилетний. Я, стараясь закрыть рот от изумления, быстро спросил: «А сколько самому старшему?»

— Было сто тридцать четыре, когда он встретился с Богом семь лет назад.

Ну что тут скажешь?

Монастырь — на вершине этой горы.

На подходе к скале

«Вход» в монастырь.

Старейшее здание монастыря — церковь.

Этой библии более полтысячи лет. Используется каждый день.

Этому бодрому старичку — 90 лет.