Зурхане.

Так обычно оно и бывает: находишь ночлег на новом месте после долгой дороги, бросаешь поднадоевший рюкзак и только выйдешь на полчаса прогуляться, как за ближайшим углом случается чудо.

Шираз. Солнце клонит к закату. Мы только вышли из скрытого в переулках частного караван-сарая, куда нас вписали исключительно «через своих». Я останавливаюсь на углу близ полузаброшенного дома, делаю пару кадров и вдруг ощущаю чью-то ладонь на плече. Оборачиваюсь. Передо мной стоит худощавый, прилично одетый, крепкий старик. Он обводит нашу группу рукой и задает краткий вопрос.

Я не знаю фарси, но интуитивно понимаю, что старик хочет знать.
— Русия! Ханеваде. (Из России, семья)
Старик прижимает правую ладонь к своему сердцу — жест уважения в арабском мире — и приглашает следовать за собой. Я перекидываюсь взглядом с попутчиками и вижу, что нам всем до чертиков интересно узнать, что будет дальше.

Идем метров сто по узкому переулку (сам бы я сюда ни за что не полез) и останавливаемся перед калиткой во двор… зурхане!? Неужели этот старик некогда был пахлеван — знаменитый борец-богатырь?!

Спускаемся вниз и… да: это действительно «дом силы» — так переводится «зурхане». Крытое сооружение, с единственным отверстием в крыше и с опущенной вниз круглой «ямой» («гоуд») в центре. Вокруг «гоуда» расположены лавки для зрителей и музыкантов. Издревле такие «ямы» использовались пахлеванами для того, чтобы обеспечить температурный контроль во время борьбы и тренировок. А вот и главный снаряд — две булавы. Весом от трех до 180(!) килограмм. Пахлеваны выполняют ими различные (в основном маховые) движения. Тренировка в этом виде борьбы сплошь пропитана ритуалом. Еще бы: корни этого боевого искусства — варзеше зурхане — уходят во времена Парфянского царства (около 200 лет до нашей эры) — старейший вид спортивной борьбы в мире!

Старик ведет нас в «зал славы» — к стене, завешенной фотографиями достойных учеников. В центре висит изображение молодого бойца.
— Это вы такой молодой? — спрашиваю по-русски, ибо смысл фразы понятен по жестам и взглядам.
— Бали. (да)
— А сколько вам лет на картине? — протягиваю листочек и ручку.
Старик рисует ٢٠ — стало быть 20. Арабские цифры я выучил еще во времена путешествий по Йемену.
— А сколько сейчас?
٧٠ — надо же — семьдесят! А так и не скажешь.

Спускаемся в гоуд и наш пахлеван показывает основу всех тренировок — ритмическую гимнастику, с обязательным использованием пары деревянных дубинок («миль»), металлических щитов («санг») и железных гирь в форме боевого лука («каман»). Скажу сразу — это очень непросто — мы пытались попробовать. Вот бы посмотреть на реальную тренировку бойцов! Ведь помимо гимнастики упражнения также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование. А заканчивается тренировка борьбой (пока один спортсмен не положит другого на обе лопатки) – ее называют «Кошти-Пехлевани».

— А тренировки тут в зурхане проводятся? — пытаюсь объяснить свой вопрос жестами.
— Бали.
— А когда?
Старик пальцем показывает два круга на циферблате моих походных часов. Значит тренировка будет уже послезавтра. Как жаль, к этому времени мы уже уедем отсюда.
— Напиши своё имя, бадар (отец) — достаю паспорт, показываю на своё имя и протягиваю листочек и ручку. Я, к сожалению, не могу читать арабскую вязь, но мои иранские друзья смогут перевести буквы в латынь.

Ариан Азиз Хашеми — мы тебя помним. Спасибо за ширазское чудо, за настоящий глубокий туризм. Мимо несутся толпы туристов, рассортированные по агентствам. Гиды показывают направо и налево, но не видят этого места. Потому как его нет в брошюрах и каталогах агентств. Потому как о нем не висит реклама на каждом углу. Потому как место сие — вне потока. Тут живет обычный человек и ведет обычную жизнь. Для него обычную, разумеется. И разница только в том, что он пустил нас в свою жизнь. Пусть ненадолго, пусть на чуток, но этого достаточно для погружения. Поток идет сверху, и ему нет до нас дела. Мы — в глубине. И именно в этом кроется успех путешествия.

Пахлеван (справа на кадре) ведет нас к дому силы.

Вывеска над дверью дома.

Ариан Азиз Хашеми. Сейчас и 50 лет назад (фотография на стене по центру).