Иезуиты и францисканцы.

Будучи некогда чуть ли не самой большой и развитой страной на континенте, Парагвай славен богатой и трагичной историей. Именно из Асунсьона, «матери всех городов», отправлялись экспедиции на освоение новых земель и основание новых столиц. Именно с этой страной связано большинство событий эпохи становления государств Южной Америки. От развития иезуитского государства и раздела влияния разных церквей, до «позорной» войны объединенных армий Аргентины, Бразилии и Уругвая, уничтоживших 80% населения страны и оттяпавших почти всю территорию. От признания индейцев равными белым переселенцам до заварушки с Боливией, в которой победил Парагвай благодаря доблести русских военных инженеров и офицеров. В Асунсьоне есть улицы «команданте Беляев», «команданте Канонников» и «офисьеро Серебряков».

Первоначально, на территорию современного Парагвая с миссионерскими целями добрались францисканцы и доминиканцы. Последних, кстати, было крайне немного и наследия от их миссий почти не осталось. Чуть позже на этих землях решили закрепиться иезуиты. Заручившись поддержкой Испании и Португалии, иезуиты стали основывать так называемые «редукции». То бишь, индейцев не просто крестили, а, как бы, возвращали обратно в христианство, поскольку, по легенде, апостол Фома, якобы, когда-то давно посещал эти земли, но индейцы не сумели сохранить свою веру. Сомнительная история, но она, на удивление, работала. Первая редукция была основана в 1609 году и, постепенно, иезуиты потеснили другие ордена, создав своего рода иезуитское государство в Парагвае, которое просуществовало до 1768 года. То есть – почти 160 лет. Самое смешное, что на всем протяжении правления иезуитов их численность никогда не превышала 200 человек – по сути все держалось на местных индейцах.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы в 1750 году правительства Испании и Португалии не решили обменяться своими владениями в Южной Америке. Дело в том, что колонизаторы шли вверх по рекам, постепенно осваивая все новые земли. А реки – петляют и, зачастую, колонии чередовались: от испанской через португальскую снова к испанской. С появлением первых дорог стало ясно, что бардак необходимо исправить – обменяться землями. И вышло так, что иезуитское государство оказалось под угрозой потери владений. Это монахов совсем не устраивало – они снабдили оружием местных индейцев и стали раздавать кренделя как португальской, так и испанской светской администрации. Да так лихо, что метрополии объединились и в 1768 году король Испании был вынужден издать указ о ликвидации государства иезуитов. Монахи покинули Парагвай и переселились обратно в Европу. Индейцы стали разбредаться по джунглям и ныне от крепостей иезуитов остались только обломки и названия с приставочкой «сан».

Считается, что индейцы, жившие в редукциях, без «духовного развития» постепенно одичали, и снова вернулись к кочевой жизни, забросив совсем земледелие. А крепости без людей разрушались и гибли.

Однако, сдается мне, дело не в «духовном развитии», а в политике иезуитов. Между иезуитами и францисканцами было негласное соглашение, по которому последним отходили все земли северней реки Тебикуари. Иезуитам, соответственно, доставались земли южнее. За исключением пары мелких редукций. И, действительно, к югу от реки на карте немало местечек с приставочкой «сан» — иезуиты давали «святые» названия, в то время как францисканцы оставляли местные имена.

Иезуиты заставляли индейцев учить испанский язык, дабы нести слово божье на языке метрополии. Так же как насаждали вести европейский уклад своей жизни. Францисканцы же, наоборот, учили язык гуарани и селились в местах проживания местных индейцев. Со временем стало понятно, кто их них прав: селения иезуитов с уходом монахов опустели и стали забыты, а вокруг францисканских церквей образовались поселки, которые выросли, затем, в города. По дороге из Асунсьона до Белла-Висты хорошо видна эта разница – одни руины Тринидад чего стоят: основанная в 1706 году, она была одной из наиболее поздних миссий и сохранилась лучше других. Даже внесена в реестр мирового наследия ЮНЕСКО. Вот только правительству Парагвая до этого нет дела – туристический бизнес не развит, реставрация совсем не ведется и руины, постепенно, «ржавеют» — песчаник рассыпается быстро.

Развалины миссии Тринидад.