На север Сиккима.

Надо отметить, что к россиянам индийцы относятся куда более доброжелательно, нежели к другим бледнолицым. Случайно услышали в кафе разговор британской пары с австралийцами: британцы всячески советовали не говорить правду о стране проживания, а прикинуться, например, датчанами. Типо, иначе слишком много препонов и нежелания помочь. Мы и сами не раз отмечали настороженность по отношению к себе, но как только говоришь, что ты из России – все проблемы исчезают. Что не может не радовать.

Поездка на север Сиккима началась, как обычно, с неторопливой раскачки в индийском стиле. В агентстве сунули в руку бумажку с номером автомашины и запихнули в такси до нужной автостанции. Несмотря на уверения агента что «все включено», водитель такси захотел денег. Нет, я его, конечно, понимаю, но денег не дал – отправил разбираться с агентством. Скажу сразу, что таксист денег себе добыл.

На автостанции машины с указанным номером, разумеется, не оказалось. Благо местные завсегдатаи данного места, видя наши попытки, живо разобрались, что к чему и даже узнали телефон водителя нашей машины. Оказалось, что водитель как раз получает второе разрешение (пермит) для нас и вскоре подъедет. Теперь мне стало понятно, почему в отчетах о Сиккиме народ пишет, что для оформления пермита на север требуется как минимум два, а то и три дня: надо получить разрешения в двух министерствах, причем последовательно. Наше агентство схитрило: сдало документы в первое министерство в день нашей подачи, вечером получили разрешение, а на утро второго дня – сразу получили во второй конторе — и можно ехать.

Кстати, индийцам, не проживающим в Сиккиме, тоже требуется разрешение на посещение этой территории. Правда, только из одной конторы.

Наш путь лежит через центр провинции Северный Сикким поселок Манган, далее до селения Чунтанг (где сходятся две долины) к местечку Лачунг, где предстоит заночевать. А с утра, если повезет, доберемся до деревушки Юмтанг и затем вернемся в Гангток.

Дорога находится в стадии перманентного строительства: постоянные оползни, обвалы и землетрясения точно не оставят без работы. Вот и получается сплошное лоскутное одеяло: кусочек хорошего асфальта лежит аккурат между участками категории «страх Божий». В итоге 115 километров пути растягиваются на пять часов.

В Чунтанге стоит новый храм: что-то от индуистского, что-то от мечети, а что-то, вообще, от церкви православной. Оказалось, это храм гурдвара — сикхское богослужебное архитектурное сооружение, центр религиозной и социальной жизни сикхской общины. Набрался наглости и попросился посмотреть: смотритель обалдел и, от неожиданности, согласился, но с соблюдением всех обрядов. Интересно!

Вообще, последователей сикхизма в мире насчитывается более 22 миллионов. Это девятая по численности религия в мире, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Любой человек может стать последователем сикхизма независимо от происхождения.

Перед лестницей храма надо снять обувь (ну это обычное дело) и остаться строго босиком (а вот это уже новость). Одна из лестничных ступенек углублена и по ней течет вода – надо омыть ноги в ней. Здорово придумано, правда температура воздуха около нуля и вода ледяная.

На входе в храм следует обязательно повязать голову (тому, кто еще не) – рядом стоит коробка с косынками. Заходим, становимся на колени (как в буддийском храме) и простираемся (как в мечети). Далее следует отведать подношение (что-то вроде сладкого хлебного мякиша). Ну а потом – рассматривай себе все на здоровье. О как.

Когда добрались до Лачунга – уже стемнело, резко похолодало, и пошел снег: высота как-никак 2650 метров над уровнем моря. Чувствую, что изрядно закоченеем этой ночью…

Дорога на север.

Храм гурдвара.

Рассветный Лачунг.