Подбор авиабилетов.

Поездка июня 2018 года по Балканам — показательный пример применения путешественнических лайфхаков, от нахождения и покупки дешевых билетов накануне вылета до различных вариантов прилично сэкономить на жилье не потеряв в качестве.

Внезапно освободившаяся неделя и нестерпимое желание уехать куда-нибудь к морю на день рождения, вкупе с трехчасовым поиском авиабилетов, выявили четыре безвизовых направления, куда можно вылететь в ближайшие сутки по приемлемым ценам: Шри-Ланка, Армения, Кипр и Балканы.

На Шри-Ланку надо ехать на более длительный срок, в Армению можно заехать всегда (и моря нет), Кипр дороговат в проживании плюс можно не успеть с онлайн-визой, остаются Балканы.

С Балканами тоже не все так просто: из приморских стран безвизовы только Черногория, Босния и Албания (на лето-осень). Первая — дорогая из-за хождения евро и засилья туристов (и перелет в оба конца стоит за 30000 рублей), у второй до побережья не доберешься, а в третью дешево не прилететь из-за отсутствия чартеров и собственных авиакомпаний. А значит нужно строить транзитный маршрут. Беглый поиск по агрегаторам показал, что улететь из Черногории обратно в Москву можно за 3-4 тысячи рублей (прямым рейсом!). И это — первый лайфхак: бытующее мнение, что перелет в оба конца всегда дешевле, чем билеты, купленные по отдельности — не совсем верно, особенно если речь идет о разных (хотя и близких географически) пунктах прилета и вылета или разных авиакомпаниях. Действительно, в начале лета в Черногорию из Москвы летает по несколько рейсов за день, но, как правило, люди едут отдыхать на срок больше недели, а это означает, что на обратный перелет должны оставаться дешевые места.

Итак, с пунктом вылета определились. Осталось добраться туда. А если билеты до моря стоят прилично, значит нужно прилетать в соседнюю страну, у которой нет выхода к побережью. В ту же Сербию или Македонию. Причем вторая страна предпочтительней: я в ней еще не был и давно хотел заглянуть в город Охрид. Да и билеты в Скопье выходят дешевле, чем до Белграда. Просто потому, что прямых рейсов из Москвы в столицу Македонии — нет. И это — второй лайфхак (известный многим). Объясняется он просто: используя стыковочные рейсы авиакомпании повышают наполняемость каждого отдельного сегмента пути, за счет сбора пассажиров с нескольких направлений. Вот и выходит дешевле, хотя и не столь удобно, чем прямой перелет.

До Скопье из Москвы наиболее дешевые перелеты есть у поляков через Варшаву или у турков через Стамбул. Но в первом случае — длительная стыковка (а на выход в город нужна виза, которой, разумеется, нет), а во втором — ночь в аэропорту, что уже не так страшно, после того как полтора года назад я застрял в Стамбуле из-за непогоды на несколько суток и теперь знаю все хитрости нахождения в аэропорту Ататюрка.

Значит, летим турецкими авиалиниями до Скопье через Стамбул. Но и тут есть нюанс (лайфхак номер три): случается так, что перелет одной авиакомпанией выходит дороже, чем стоимость отдельных сегментов, билеты на которые куплены у разных компаний. Надо лишь не полениться проверить. В данном случае вышло именно так: если брать сегмент до Стамбула аэрофлотом, а уже затем лететь турками в Скопье — будет дешевле, чем единая бронь от турецких авиалиний плюс длительность стыковки чуть меньше. Только надо помнить, что имеется повышенный риск в случае задержки или отмены первого рейса: ответственность за второй перелет лежит только на вас и денег в случае опоздания на него вы не вернете. Потому время стыковки надо подбирать с учетом возможной задержки первого рейса или, вообще, делать стоповер, чтобы посмотреть город.

Но в Стамбуле я был многократно, а первый рейс до Скопье — рано утром. Значит прилетать надо в ночь и постараться не тратить деньги и время на бесполезный ночлег. К счастью, в стамбульском аэропорту имени Ататюрка можно вполне комфортно поспать в помещениях перед гейтами, которые ночью пусты. Надо лишь вернуться в транзитную зону, а, в идеале, вообще не выходить в страну и не отмечаться у пограничников (в паспорте больше места останется). В случае единой брони и наличии на руках посадочных талонов на оба сегмента — это совсем не проблема. Но как быть, если лететь раздельными перелетами? Тоже возможно (лайфхак №4), требуется лишь выполнение трех условий: не сдавать багаж, зарегистрироваться online на второй перелет и распечатать посадочный, плюс вылет должен совершаться из родного аэропорта авиакомпании-перевозчика.

Вот так и родился маршрут: Москва-Стамбул, пять часов сна в аэропорту, перелет до Скопье. Далее — Охрид и знаменитое озеро, затем Албания (Тирана и Шкодер), и напоследок — Черногория (Будва и Котор, вылет с Тивата).