Энде.

И чего особенного в этой деревушке Энде, что сюда стремятся этнографы и туристы? Ну, помимо того, что деревень две: старая на скале и новая внизу на равнине. У догонов, можно сказать, каждая деревня особенная.

Так-то оно так, но именно жители Энде являются лидерами в деле сохранения культурного наследия догонов: они сами построили и открыли местный музей, куда принесли старинные и весьма дорогие для них вещи, оружие, скульптуры и маски плюс они законсервировали и поддерживают в отличном состоянии старую деревню на скале. И даже не потому, что её с удовольствием посещают ученые и путешественники, а на тот случай если возникнет беда и придется срываться с равнины: стены предков точно помогут. Так, совсем недавно, в феврале 2021 года, жители деревни вынуждены были укрываться в домах на скале от очередного рейда исламистов.

На подступах к старой деревне.

Большинство жителей деревни Энде принадлежат к джаму (клану) Гиндо. Исключение составляют только кузнецы джаму Сеиба. В деревне четыре квартала, управляемых вождями «амири» (слово явно происходит от арабского «амир», что означает «принц»). Согласно традиции догонов, в каждой деревне должен быть еще и «ого» – вождь, и, конечно «хогон» — духовный лидер. И это при том, что, согласно действующему законодательству Республики Мали, в каждой деревне есть и избираемый мэр.

Джаму Гиндо исповедуют ислам и несмотря на то, что многие традиции догонов ни в малейшей степени не противоречат этой религии — такое мирное существование вождей и религий приятно удивляет. За тысячелетия совместной жизни люди здесь выработали сложные и весьма эффективные механизмы сглаживания локальных конфликтов. И причина такой веротерпимости мне видится в том, что у догонов пользуется уважением не конкретная религия, а осознанный выбор человеком какой-либо религии. Они лишь с неодобрением относятся к открытому безбожию и к оскорблению религиозных чувств вообще, независимо от того, идёт речь о единоверцах, или о ком-либо еще.

Малая мечеть.

Большая мечеть.

Теперь понятно, почему у мусульман Энде на дверях домов до сих пор вырезаны изображения крокодилов – исторического «тотема» джаму Гиндо. Хотя термин «тотем» не совсем точно отражает отношение догонов к крокодилу. Это животное никогда не считалось предком. Но на него не охотятся и относятся к нему с уважением, потому что, по легенде, во время исхода из «Страны Манде», крокодилы помогли людям джаму Гиндо перейти через Нигер, подставив свои огромные спины. Крокодилы до сих пор обитают во влажных гротах на плато, где пережидают сухой сезон, впадая в летнюю спячку. А когда какой-либо крокодил умирает, его хоронят на специальном кладбище крокодилов, расположенном на юго-западной окраине деревни.

Фигурка крокодила на крыше дома в новом Энде.

Хотя, конечно, ислам и туризм постепенно меняют уклад жизни догонов, что отражается и на искусстве. И это легко увидеть по различиям между старым и новым поселением. Так, к примеру, на равнине почти нет настенной живописи и уже не делают сырцовых рельефов на стенах домов, а в то же время в старой деревне нет фигурных столбов у тогу-на — доме собраний. Наверно этим и ценна деревушка Энде: в ней можно наглядно отследить изменения в культуре и архитектуре догонов. Да, их культура жива, не смотря ни на что. И меняется – как и положено всякой живой традиции, подстраиваясь под реалии нашего мира.

Резные столбы у тогу-на.

Настенная живопись в старой деревне.

Сырцовые рельефы на стенах зданий в старой деревне.