На Сейшелы.

Признаться раньше я никогда не рассматривал Сейшелы в плане отдельной поездки. Только либо в качестве «аэропорта подскока» по пути на Мадагаскар, либо в составе островного кольца Сейшелы – Маврикий – Реюньон – Мадагаскар. Все объяснялось особенностями местной логистики: сам перелет в регион уже был достаточно дорогим (как правило через страны Персидского залива) и логично было бы посмотреть сразу несколько островных государств, не возвращаясь на материк. Тем более что между ними налажено четкое сообщение и в большинство стран россиянам не требуется получать визу.

Но коронавирусная пандемия (и истерия) резко ограничила возможности перемещений и большинство государств региона наглухо закрылись от путешественников. Сейшелы же, экономически сильно завязанные на туризме, довольно оперативно провакцинировали население и распахнули двери для иностранных гостей. А тут еще и Аэрофлот установил прямой авиамост между странами (чего не было никогда!) по весьма демократичной цене и это стало последней каплей, переполнившей чашу тоски по теплому морю и белоснежным пляжам тропических островов.

Конечно, нельзя просто так взять и прилететь на Сейшелы: сейчас и шагу не ступишь без прохождения пандемийного квеста. Отрицательный ПЦР-тест на коронавирус за 72 часа до вылета вкупе с информацией о перелете, личной фотографией и бронями мест проживания на каждый день поездки (плюс желательно сертификат о вакцинации от коронавируса и желтой лихорадки) следует отправить через специальное приложение в Министерство здравоохранения Сейшельских островов, где с вас радостно снимут десять евро (изначально брали по 25) и пришлют QR-код, без которого даже не пустят на борт самолета. Надо отдать должное разработчикам: приложение понятно и доступно на нескольких языках, в том числе и на русском.

По прилету, еще до прохода границы требуется просканировать QR-код с распечатки или прямо с экрана телефона и только после успешного завершения данной процедуры вас впустят в страну, поставив в паспорт вожделенный штамп в форме плода сейшельской пальмы.

Традиционно, острова позиционируют себя как место элитного отдыха, который, разумеется, бюджетным не бывает. Но, с другой стороны, аборигены же как-то живут и весьма экономно живут, а значит и самостоятельный путешественник найдет выход.

И выход этот заключается в трех НЕ:
— не питаться в ресторанах;
— не жить в отелях;
— не брать такси.

И на самом деле все не так страшно, как вам сейчас нарисовалось. Парадокс островов в том, что виллу в глубине острова можно снять за очень небольшие деньги, аренда авто на день стоит дешевле одного трансфера в аэропорт, а питаться удобно и выгодно в местных ларьках take away, что в переводе означает просто «на вынос». Важно лишь лететь не одному, а компанией, чтобы разделить общие траты на всех и помнить о наследии британской короны в виде левостороннего движения на местных дорогах.

Конечно, есть и нюансы, знание которых может сильно облегчить жизнь. Например, автомобиль в аренду следует выбирать более компактный: дороги на островах качественные, но узкие, сплошной серпантин и зачастую без отбойников со стороны океана. Да, все едут не быстро, но местные автобусы слишком громоздки и от них стоит держаться подальше.

Все пляжи на всех островах – достояние государства и бесплатны для посещения, даже если находятся на закрытой территории. На автомобиле или велосипеде могут и не пропустить, но пешком вам всегда дорога открыта.

В выходные и праздники магазины и рынки (особенно в столице) закрываются напрочь, но всегда есть ларечки индусов, которые будут работать вплоть до заката.

В снимаемых помещениях запрещено чистить рыбу, о чем даже висят предупреждения на каждой кухне, но продавец рыбы с радостью сделает эту работу за вас, надо лишь заплатить фиксированную таксу в 25 местных рупий. Кстати, улов рыбаков стоит просто копейки на общем фоне, а если учесть, что на каждой вилле есть принадлежности для мангала или духовой шкаф на кухне, то сделать потрясающий ужин становится вопросом лишь вашего желания.

Перемещаться между островами дешевле всего на паромах, билеты на которые следует брать заранее через интернет: выходит дешевле и места гарантированы. Однако следует спланировать маршрут так, чтобы вернуться на столичный остров как минимум за день до отлета, чтобы не опоздать на свой рейс из-за задержки или отмены парома ввиду непогоды.

Местные жители производят свой ром «Такамака», купить который можно почти в каждом ларьке по цене, установленной государством. В сочетании с соком местных фруктов сей продукт просто великолепен, особенно на закатном пляже под шум океана и вопли местных летучих лисиц.

Да, часть Сейшел — единственные в мире гранитные острова, образованные в результате отделения Маскаренского плато от Индийской плиты около 66 миллионов лет назад. И здесь просто рай для натуралиста: очень высок процент различных эндемиков, но при этом почти нет видов, опасных для человека.

Так что же такое Сейшелы? Это больше сотни островов, разбросанных по океану, большая часть которых обходится без человека. Это пляжи как на Самоа, но с потрясающими гранитными валунами. Это креолы островов Кабо-Верде, но с примесью индийского колорита. Это лазурные волны, как на Мальдивах, но без пафоса и сухого закона. Это приветливость и доверие аборигенов, как на Тонга или на Вануату. Это сейшельская пальма, которой нет нигде больше в мире – как драконовое дерево на уникальной Сокотре. И это место, куда я точно хотел бы вернуться, в отличие, например, от тех же Мальдив…