Кани Комболе и притча догонов.

Да, чтобы проникнуться хоть частью колорита деревушки Энде и записать рассказы аборигенов надо здесь прожить, как минимум, несколько дней, но нам следует двигаться дальше. Вдоль обрыва нагорья Бандиагара, мимо деревушки Тели к Кани Комболе, откуда есть тропа (и дорога) наверх в селение Джигибомбо — финальную точку маршрута по дивной стране догонов.

Кани Комболе считается одним из отправных пунктов, с которого началось заселение догонами Бандиагары. И хотя сама деревушка мало чем отличается от 288 остальных поселений, заглянуть в нее стоит хотя бы ради мечети. Распространение ислама в малийских землях началось еще в XI веке, но было ограничено крупными городскими центрами, такими как Дженне, Диа, Тимбукту и Гао. Лишь после серии священных войн (джихада) под предводительством аль-Хадж Омара Талля ислам окончательно укоренился в сельских районах и в стране догонов. За десять лет с помощью своей армии, ударной силой которой были талибы-тукулёры, аль-Хадж Омар завоевал все земли от истоков Нигера до Тимбукту, создав тукулёрскую империю (Тиджания Омара ал-Хаджа), которая просуществовала почти до конца XIX века, в течение более чем 20 лет после смерти её основателя в 1864 году, прежде чем была завоёвана Францией.

Да, теперь в большинстве деревень есть небольшие мечети, но в Кани Комболе оказалось достаточно места у подножья уступа, чтобы построить широкое здание в судано-сахельском стиле, с колоннадами и нишами со всех сторон. Своего рода миниатюрное отражение знаменитой мечети в Дженне.

Фасад мечети в Кани Комболе.

Профиль мечети в Кани Комболе.

От деревни на вершину нагорья ныне пробита дорога, но проводник Мамаду ведет нас старой тропой по расщелине вдоль сезонно стекающего ручья. И хотя здесь явно прохладней, чем на равнине — жара валит с ног и, чтобы хоть как-то отвлечься, я прошу Мамаду рассказать очередную притчу догонов.

— Я расскажу тебе историю о старике, который дружил с Бледным Лисом — шакалом Йугуру — ты о нем уже знаешь (если кратко, то в космогонии догонов Йугуру — плохой сын Аммы, создателя мира).

Так вот, жил-был когда-то старик и был он дружен с Йугуру. Каждый раз, когда они встречались, Йугуру предсказывал будущее для нескольких человек в деревне. И старик этим стал пользоваться, говоря, например: «Эй, ты! Ты умрешь завтра, а вот ты — через три дня». И эти люди, действительно, умирали в указанное время. Старика стали уважать, но и опасаться тоже. Но однажды Йугуру предсказал, что они двое тоже очень скоро умрут. Старик был так напуган, что спросил Йугуру, нет ли возможности избежать смерти? И Йугуру ответил: «Да, может быть. Завтра пойдет сильный дождь, потом будет шторм. В этот момент тебе нужно выйти из дома и прийти посмотреть на мою нору, невзирая на ливень. Ты готов?»

Старая тропа догонов.

Когда начался дождь, старик вышел из дома и пришел к кусту перед норой своего друга Йугуру. Но внезапно из куста вылезла огромная змея и поползла, ища укрытия, в жилище Йугуру. Старик, увидев приближающуюся змею, убил ее, чтобы защитить своего друга.

Через некоторое время дождь прекратился, и Йугуру вылез из своей норы и сказал старику: «Спасибо, мой друг, ты спас меня». А когда старик вернулся домой, то увидел, что дом его рухнул из-за сошедшего селя.

Так вот: если бы старик не покинул жилище во время дождя, он бы погиб под обломками дома, а если бы старик не защитил нору своего друга — Йугуру бы съела змея. А мораль этой притчи проста: Вы не должны желать другим того, чего не хотите для себя. Если бы мы знали будущее, то наша жизнь была бы ужасной, не было бы ни свободы, ни малейшей надежды. Амма в своей великой доброте скрывает будущее от людей, чтобы они были свободны. Йугуру — преступник, и прорицатели тоже.

Мамаду замолчал, а я все шел за ним и думал: да, Йугуру — преступник, и старик, получается, тоже. Но, с другой стороны, они, зная что произойдет, принимают меры, чтобы избежать предсказанного. И получается, что знание будущего позволяет его изменить!

Поднимаемся к Джигибомбо.

— Удивительные мысли лезут в голову на нагорье Бандиагара! Какое-то мистическое место и сюда обязательно стоит вернуться. Чтобы просто пожить среди этих скал и догонов, чтобы увидеть мир с другой стороны. — Занятый этими мыслями я и не заметил, как закатилось Солнце и мы вступили на улочки Джигибомбо…

Небольшая мечеть по дороге от Энде к Кани Комболе.

Ночное небо в Джигибомбо.