Если меня спросят, какой самый худший из йеменских городов, из тех, что я посетил, то пальма первенства безоговорочно будет отдана Тайзу. Огроменный муравейник с полумиллионным населением, занимающий всю долину и расползающийся на окрестные вершины – Тайз просто нашпигован изогнутыми улицами, резкими спусками и подъемами, где машины и пешеходы наползают друг на друга слоем в три этажа.
Расположенный на основной трассе Санаа – Аден этот город пропускает через себя столь мощный грузопоток, что даже видавшие виды таксисты стараются, по-возможности, его объезжать. Быть может, если бы мы сунулись в Тайз не на машине, то впечатление было бы благоприятней. Впрочем, полагаю, что ненамного.
Единственно, ради чего мы решили заглянуть в муравейник – это ради осмотра мечетей времен Расулидов. Ведь сам город – весьма древний (впрочем, других в Йемене и не водится). Первое упоминание о Тайзе датируется 1173 годом. А в 1175 году город становится столицей династии айюбидов. Последний правитель этой династии покинул Таиз и вернулся в Египет в 1229 году, оставив вместо себя Умара Нур ад-дина, который впоследствии провозгласил себя султаном Йемена, основав династию Расулидов, правившую с 1229 по 1454 год. Столица переносится в город Забид.
В 1288 году Альмудаффар, второй правитель расулидов делает Тайз второй столицей династии. Это был золотой период истории города, во время которого он был важным центром политической власти и торговли, до тех пор пока около 1500 года столица не была переведена в Санаа. В 1516 году Тайз попадает под власть Османской империи.
В 1918 году турки уступают Таиз получившему независимость Йеменскому Королевству. В 1948 году Таиз становится административной столицей Йемена с резиденцией имама Ахмада, правившего с 1948 по 1962 год. Дворец имама Ахмада в Аль-Ордхи, сохранивший свою обстановку и предметы обихода в таком виде, в каком они были до революции 1960 года, сегодня является музеем. В 1962 году столица снова переезжает в Сану.
Но вернемся к мечетям, коих со времен расулидов в Тайзе сохранилось четыре. Наиболее интересная, на мой взгляд, мечеть Аль-Ашрафийя (она представлена на первом снимке), названная так в честь своих строителей султанов Ашрафа I и II (правивших в 1250-1377 годах). Сама мечеть была построена в два этапа (между 1295 и 1297 годами при Ашрафе I и позднее между 1376 и 1400 годами при Ашрафе II), а в настоящее время идут реставрационные работы с помощью итальянских специалистов из венецианского института культурного наследия.
Особенность строения в том, что по своему стилю оно ближе к традиционной йеменской архитектуре, в отличие от остальных мечетей. Два минарета, усыпальница, школа Корана в прилегающем здании, богато украшенные ставни, потолки и окна — на сегодняшний день Аль-Ашрафийя является одной из наиболее важных достопримечательностей города. Ее отделка отличается изысканной лепниной и изящным резным орнаментом, отражающим влияние египетского декоративного стиля, а огромный купол северного молитвенного зала является одним из наиболее величественных художественных творений Йемена. Жаль, но перманентная реставрация (третий этап которой начался в 2008 году и оценивается в 23 миллиона йеменских реалей) не позволяет увидеть подлинную красоту мечети. Впрочем, благодаря деятельному участию имама внутрь мечети мне удалось заглянуть.
Рынок. Сушеная килька.
Общий вид на мечеть Аль-Ашрафийя. Ради этого кадра пришлось залезть вглубь частного двора,
для чего пришлось просить разрешения у оставшегося дома члена семьи мужского пола. Им оказался восьмилетний пацаненок.
Двери сохранились еще с древних времен. Как их будут реконструировать — не представляю.
Вид из окна мечети на город.
Поддерживающая колонна.
Фрагмент лепнины.
Основная зала еще в процессе реставрации.
Роспись купола изнутри.
Камарийя из мозаики.
Имам у ворот мечети.
Еще одна древняя мечеть Тайза — Аль-Мутабийя
Дворик старой части Тайза.