Тайз и мечеть Аль-Ашрафийя.

Если меня спросят, какой самый худший из йеменских городов, из тех, что я посетил, то пальма первенства безоговорочно будет отдана Тайзу. Огроменный муравейник с полумиллионным населением, занимающий всю долину и расползающийся на окрестные вершины – Тайз просто нашпигован изогнутыми улицами, резкими спусками и подъемами, где машины и пешеходы наползают друг на друга слоем в три этажа.

Расположенный на основной трассе Санаа – Аден этот город пропускает через себя столь мощный грузопоток, что даже видавшие виды таксисты стараются, по-возможности, его объезжать. Быть может, если бы мы сунулись в Тайз не на машине, то впечатление было бы благоприятней. Впрочем, полагаю, что ненамного.

Единственно, ради чего мы решили заглянуть в муравейник – это ради осмотра мечетей времен Расулидов. Ведь сам город – весьма древний (впрочем, других в Йемене и не водится). Первое упоминание о Тайзе датируется 1173 годом. А в 1175 году город становится столицей династии айюбидов. Последний правитель этой династии покинул Таиз и вернулся в Египет в 1229 году, оставив вместо себя Умара Нур ад-дина, который впоследствии провозгласил себя султаном Йемена, основав династию Расулидов, правившую с 1229 по 1454 год. Столица переносится в город Забид.

В 1288 году Альмудаффар, второй правитель расулидов делает Тайз второй столицей династии. Это был золотой период истории города, во время которого он был важным центром политической власти и торговли, до тех пор пока около 1500 года столица не была переведена в Санаа. В 1516 году Тайз попадает под власть Османской империи.

В 1918 году турки уступают Таиз получившему независимость Йеменскому Королевству. В 1948 году Таиз становится административной столицей Йемена с резиденцией имама Ахмада, правившего с 1948 по 1962 год. Дворец имама Ахмада в Аль-Ордхи, сохранивший свою обстановку и предметы обихода в таком виде, в каком они были до революции 1960 года, сегодня является музеем. В 1962 году столица снова переезжает в Сану.

Но вернемся к мечетям, коих со времен расулидов в Тайзе сохранилось четыре. Наиболее интересная, на мой взгляд, мечеть Аль-Ашрафийя (она представлена на первом снимке), названная так в честь своих строителей султанов Ашрафа I и II (правивших в 1250-1377 годах). Сама мечеть была построена в два этапа (между 1295 и 1297 годами при Ашрафе I и позднее между 1376 и 1400 годами при Ашрафе II), а в настоящее время идут реставрационные работы с помощью итальянских специалистов из венецианского института культурного наследия.

Особенность строения в том, что по своему стилю оно ближе к традиционной йеменской архитектуре, в отличие от остальных мечетей. Два минарета, усыпальница, школа Корана в прилегающем здании, богато украшенные ставни, потолки и окна — на сегодняшний день Аль-Ашрафийя является одной из наиболее важных достопримечательностей города. Ее отделка отличается изысканной лепниной и изящным резным орнаментом, отражающим влияние египетского декоративного стиля, а огромный купол северного молитвенного зала является одним из наиболее величественных художественных творений Йемена. Жаль, но перманентная реставрация (третий этап которой начался в 2008 году и оценивается в 23 миллиона йеменских реалей) не позволяет увидеть подлинную красоту мечети. Впрочем, благодаря деятельному участию имама внутрь мечети мне удалось заглянуть.

Близ входа на рынок старого Тайза.

Рынок. Сушеная килька.

Общий вид на мечеть Аль-Ашрафийя. Ради этого кадра пришлось залезть вглубь частного двора,
для чего пришлось просить разрешения у оставшегося дома члена семьи мужского пола. Им оказался восьмилетний пацаненок.

Двери сохранились еще с древних времен. Как их будут реконструировать — не представляю.

Вид из окна мечети на город.

Поддерживающая колонна.

Фрагмент лепнины.

Основная зала еще в процессе реставрации.

Роспись купола изнутри.

Камарийя из мозаики.

Имам у ворот мечети.

Еще одна древняя мечеть Тайза — Аль-Мутабийя

Дворик старой части Тайза.