Помните объявление-анекдот про собаку? Пропал пес, окрас бело-рыжий. Особые приметы: перебиты две лапы, прострелено ухо, хвост сломан в шести местах, половины зубов не хватает, отзывается на кличку «Счастливчик». Так вот, это описание – полная калька с автобуса Катманду-Какарбитта, идущего скромные 19 часов через половину страны до восточной границы с Индией.
Неспешная утренняя прогулка по району Тамель, пара кружек кофе под весьма приличные круассаны настраивают, знаете ли, на расслабленное восприятие этого мира. И потому, когда к трем часам дня мы добрались до новой автобусной станции Катманду, вид «Счастливчика» мгновенно вознес нас до нирваны.
Три выбитых окна слева (залеплены скотчем), пара выбита справа (залеплено скотчем, разодрано, залеплено снова), от двери есть только контур, который (да-да!) залеплен весь скотчем. Лобовое стекло явно пережило не одно покушение из крупнокалиберного пулемета, по салону болтались пустые канистры, масляные тряпки и еще что-то, к чему лучше вообще не присматриваться. Довершала картину огромная надпись deluxe и free wi-fi.
Аборигены невозмутимо занимали места, и нам ничего не оставалось, как последовать их примеру. Вовремя автобус, конечно, не вышел. Да и спустя час — не двинулся с места. Ибо в Непале случилась очередная фигня под названием «топливный кризис». Индия, по каким-то политическим мотивам, ограничила поставку топлива в страну и народ чуть ли не ночует у бензоколонок в ожидании живительной влаги.
На мой вопрос «Ну и доколе?» один из попутчиков, немного владевший английским, ответил: «Ждем-с! Одна цистерна прорвала кордон и через часок-другой будет здесь. Наш автобус в числе первых на получение приза». Автобусы, и вправду, словно живые жались со всех сторон к колонке у станции.
Спустя еще полтора часа по автостанции прокатился коллективный вздох облегчения. Водители с флажками и фанфарами встречали цистерну. Машинка была только одна, но наш «Счастливчик» не зря получил свое имя и в седьмом часу вечера мы двинулись в путь.
Через пару часов что-то справа и снизу протяжно запело и автобус спешно причалил к придорожной мастерской. Накрылись сразу два колеса. Великолепно! Водители, помогальщики, и просто страждущие помочь кувалдометром и непальской матерью за сорок минут умудрились все подлатать.
Дорога пошла серпантином: мы явно движемся сквозь отроги к низине юга страны. Времени – первый час ночи. Кажется, что еще немного – и мы вырвемся на свободу. Ага. Впереди случился обвал. И хотя объезд уже успели соорудить, проехать по нему можно лишь в одну сторону, да и то, если владеешь искусством ходьбы по канату. Наш «Счастливчик», оказывается, это умел. Пара сломанных стволов мелких деревьев, очередной порванный скотч на окне и двери – и, наконец-то, хорошая трасса. Встречный поток растянулся на полтора десятка километров, но наш путь уже не был извилист – мы спустились в низину.
Ближе к десяти утра мы в салоне оказались одни. «Счастливчик» подвез прямо к миграционному пункту Непала и я даже с некоторым сожалением покинул чрево этого неубиваемого кита местных дорог.
Штамп на выезд, пешком по километровому мосту через реку на индийскую сторону, штамп на въезд в миграционном офисе Индии, который найти можно лишь спрашивая каждого встречного. В кармане осталась кучка непальских рупий, но нигде нет обменника – пришлось искать местных барыг и договариваться полюбовно. Курс обмена, конечно, сильно не радует, но других вариантов тут нет. Даже не хочу думать о том, как пришлось бы дальше передвигаться, если бы не было рупий соседнего государства – доллары тут никто не берет.
Ночной перекус по дороге.
Мост в Индию.