Мда… заголовок по-русски звучит с намёком на неприличность. А между тем, пиниси — это шедевр деревянного кораблестроения Южного Сулавеси, традиционный двухмачтовый корабль, который исходно строили без единого гвоздя. Но это не точно.
Говорят, что они уже много веков бороздят окрестные моря от Суматры плоть до Австралии и Мадагаскара и что об этом даже написано в средневековом манускрипте I La Galigo (это цикл эпических поэм на средневековом языке народа бугис, созданный на юге острова Сулавеси первоначально в устной форме около XV века и являющийся одним из самых больших произведений в истории человечества, насчитывая более шести тысяч страниц). На самом деле — нет.
Ну а распространённое мнение о том, что пиниси — оригинальное творение аборигенов, и что корабли эти доходили аж до Венеции — вообще полная чушь. Так же как и то, что пиниси были построены людьми народности макассар и бугис.
А что же тогда правда? Давайте попробуем разобраться (невзирая на то, что выдает в результатах поиска вездесущий google), приехав в регентство Булукумба, где эти самые корабли и строят поныне.
Вот так и строят. Разве что рубанок не ручной, а электрический.
На самом деле, пиниси — это тип парусной системы корабля, по типу европейской шхуны (семь-восемь парусов на двух мачтах), с той лишь разницей, что паруса складываются вбок (как шторка в ванной), а не вверх, как у европейцев. Слово «пиниси» относится только к типу парусной системы и не относится к форме корпуса корабля, использующего паруса. Типов же корпусов может быть несколько, но, в целом, их можно свести к лишь двум: палари — ранней форме корпуса, с изогнутым килем, управляющийся двумя боковыми рулями на корме; и ламбо — современному типу корабля, оснащенному дизельным двигателем и одним центральным рулем. Исходно же, эти корпуса восходят к падевакангу — традиционной лодки индонезийских народов, с одной или двумя мачтами-треногами и парусом танджа (скошенный прямоугольный парус с перекладиной сверху). Именно падеваканги бороздили окрестные моря на протяжении сотен лет, они же описаны в эпосе народа бугис и на них ходили индонезийские рыбаки аж до Мадагаскара.
Установленный винт.
Падеваканги строились вплоть до XX века, когда их заменили палари, которые довольно быстро эволюционировали от базового корпуса падеваканга с продольными парусами до собственной модели корпуса с парусами пиниси. Первая такая лодка была построена в 1906 году судостроителями деревень Ара и Лемо-Лемо. Жители этих и окрестных деревень относятся к народности конджо (а люди макассар и бугис лишь используют корабли, но не строят их). К началу 1970-х годов тысячи судов пиниси-палари грузоподъемностью до 200 тонн, крупнейший на тот момент флот коммерческих парусников в мире, заполонили все уголки индонезийских вод и стали основой народной торговли.
Пляж-судоверфь.
Правда, говорят, что последний «настоящий» пиниси, ходивший только под парусами, затонул еще в 1987 году, и сейчас строят иные, более широкие суда, рассчитанные на движение и под парусами, и при помощи дизельного мотора. В наше время глобализации пиниси все реже используется как грузовые суда. Они стали коммерческими и экспедиционным лайнерами, с роскошным интерьером, оборудованием для дайвинга и экипажем, обученным и оснащенным современными технологиями.
Но строятся они до сих пор здесь, на юге Сулавеси. Местными конджо. По-старинке, вручную. Традиционными методами, передающимися из поколения в поколение. С обязательными ритуальными церемониями. И это точно стоит увидеть своими глазами.
Прокраска корпуса.
Типичный дом местных строителей.
Вид на судоверфи с высоты пиниси.
Вот так будет выглядеть (на плакате) этот пиниси после постройки.