Мьянма потрясает любого иностранца прямо с порога. Для проникновения колоритом и самобытностью страны нет нужды сходу глубоко погружаться в культуру, забираться в полузакрытые районы, куда не проникают обычные путешественники, или жить здесь годами, изучая местный язык и обычаи. Потрясает самыми обычными и повседневными вещами, которыми бирманцы пользуются каждый день независимо от местности или времени года, будь то обязательная юбка лоунджи, что носят мужчины, «побеленные» танакой щёки женщин и детей, или постоянное жевание бетеля мужиками постарше, от чего у них чернеют зубы, а слюна приобретает кроваво-красный цвет.
Да, бирманский мужчина в юбке — это нормально. Обычная такая одежда, которую носят не ради праздника или прикола. Другая культура, можно расслабиться. Конечно, Мьянма — не единственная страна, где мужчины с невозмутимыми лицами передвигаются в юбках: точно так же одеваются в Йемене (помнится я даже прикупил там такую юбку себе и оказалось, что ходить в ней довольно удобно). Причём, так же как в Йемене, бирманская мужская юбка делается в виде цилиндра из хлопчатобумажной ткани. Надевать довольно просто: встаёшь в этот цилиндр, расправляешь руками юбку так, чтобы тело располагалось по центру и затем сводишь боковые стороны юбки к центру, завязывая в узел, в который закручивают, например, мобильный телефон (карманов-то нет). Да, в течение дня узел ослабевает и приходится регулярно его подправлять.
С бирманцами в традиционных юбках в деревушке Ньянг-У.
Бирманские женщины тоже носят юбки, но сделанные в виде покрывала, которое накручивается вокруг талии. Из-за этого женщины не могут сделать широкого шага, передвигаясь знаменитой азиатской «семенящей» походкой. Женские юбки называются тхамейн, а мужские — пасо. Кстати, юбку нельзя носить с закрытой обувью, это ну совсем неприлично. Ходят только в шлепанцах или сандалиях. Даже политики на официальных церемониях соблюдают это правило.
Вообще, мне кажется, что в жарком и влажном климате Юго-Восточной Азии носить юбку удобнее, чем привычные нам штаны. Не так сильно вспреваешь и не натираешь тело там, где и не подозревал, что можно там натереть. К тому же легко регулировать длину: подул ветер — отпустил до пола, стало жарко — закатал до колен. При необходимости бирманские мужчины свои лоунджи умело скручивают в короткие шорты. А ещё удобно ходить в туалет: присел в стороне и готово.
Женщины в традиционных юбках и танакой на лицах.
Вторая вещь, непривычная европейскому взгляду — это, конечно, танака — макияж женщин, детей и, нередко, парней. Так и ходят по улице с белыми кругами на щеках и лбу. Более того, в сельских районах до сих пор наносят причудливые узоры танакой на кожу ребенка в качестве защитного ритуала от всяческих духов. Прямо как смываемая татуировка.
Бирманские девчонки с танакой.
Танака или «золотая пудра» — это измельчённая в порошок древесина Limonia acidissima (ферония лимонная или слоновое яблоко), относящегося к роду сандаловых деревьев. Традиционно, танака производится путем измельчения куска дерева специальными круглыми камнями. Измельчённая до состояния пудры древесина смешивается с водой, пока не превратится в густой желтый крем. И хотя сейчас на полках супермаркетов полно фабричных кремов с добавлением танаки — многие женщины до сих пор предпочитают натирать древесину на камне каждое утро.
Баночки с танакой в супермаркете. Янгон.
Для бирманских женщин танака издавна служит не только как естественный блокатор ультрафиолетовых лучей, но и как органическая косметика для ухода за лицом. Также отлично помогает для лечения прыщей и угрей. «Золотая пудра» всегда была частью культуры народов Мьянмы, хотя и не получила распространения за пределами региона.
Семья с танакой на лицах отдыхает на мосту Убейн. Мандалай.
Что до третьей вещи мьянмарского колорита, то кровавая улыбка бирманского мужчины может и напугать, а красные плевки на дорогах и стенах зданий выглядят довольно отвратно. Это последствия жевания бетеля, который употребляют не только в Мьянме, но и в Индии, на Шри-Ланке, Тайване, Малайзии и Индонезии.
Мужики играют в шашки. На заднем фоне — продавец бетеля со своей тележкой и характерным «кровавым оскалом».
Бетель — вечнозелёное многолетнее растение рода перец. Листья имеют лекарственные свойства и широко используются в народной медицине стран Южной и Юго-Восточной Азии в качестве возбуждающего, обезболивающего и антисептического средства. В аюрведической медицине бетель известен как афродизиак. Отвар из него также пьют как антибиотик. Так вот в эти листья заворачивают семена пальмы катеху и гашёную известь и получают исходную «конфетку», которую засовывают за щеку и интенсивно жуют. Почти полная аналогия с листьями ката в Йемене. Известь помогает соку из листа растения проникнуть в кровь, а семена пальмы содержат алкалоид ареколин, который способствует усилению слюноотделения и дополнительно возбуждает нервную систему, вызывая лёгкий наркотический эффект. Из-за высокого содержания в семенах катеху красного пигмента слюна, язык и полость рта окрашиваются при жевании в кирпично-красный цвет. Глотать слюну категорически запрещено, поскольку она обладает сильным раздражающим свойством, вплоть до тошноты, рвоты, и даже летального исхода. Вот потому улицы бирманских селений и покрыты красными плевками, а во многих домах плевательница занимает почетное место.
В таком виде бетелевая жвачка употребляется уже несколько тысячелетий, хотя смесь ингредиентов со временем изменялась. Сейчас в различных странах продавцы бетеля примешивают к смеси дополнительные компоненты на любой вкус. Хочешь — мятный, для легкой прогулки, а хочешь — с табаком, для усиленного тонизирующего эффекта. Многие таксисты, дальнобойщики и водители автобусов постоянно жуют бетель во время работы.
Продавцы бетеля стоят на всех рынках и улицах и зачастую, именно они последними сворачивают торговлю. Найти их очень легко по заляпанной белой известью тележке с небольшой крышей от дождя.
Продавец бетеля (прячет зубы) со своим сыном. На лице ребенка видны остатки танаки.