Острова Фиджи начали подниматься из пучин океана около 40 миллионов лет назад, и долгие тысячелетия самыми крупными обитателями этих земель были только летучие мыши, несколько видов птиц да немногочисленные виды рептилий. Главными же хозяевами мангровых лесов архипелага стали насекомые и пауки, которых тут до сих пор — более 4000 видов. Активных вулканов на островах давно уже нет, зато есть масса симпатичных островков-моту на любой вкус — от плоских коралловых отмелей до скалистых вулканических останцов.
Первые люди появились на Фиджи лишь около 3400 лет назад. Чернокожие коренастые меланезийцы, которых мы обыкновенно зовём папуасами. Они промышляли рыбалкой, занимались примитивным сельским хозяйством и вели ожесточённые межплеменные войны, в которых победители съедали побеждённых. Буквально. Каннибализм на островах Фиджи оставался обычным явлением вплоть до конца XIX века и был возведён в ранг обжорства, когда жертву съедали не ради преследования каких-то сакральных или религиозных целей, а просто потому, что захотелось. Убитая жертва при этом называлась «длинной свиньёй». Есть руками такую пищу строго воспрещалось — для этого использовались специальные деревянные вилки, которые изготавливают до сих пор на потеху ненасытным туристам.
Коренные фиджийцы конца XIX века на современной открытке.
Первооткрывателем островов для европейской цивилизации считается знаменитый голландский исследователь Абель Тасман, чьи корабли прошли мимо этих земель в 1643 году. Удивительно, но первая высадка европейцев на острова состоялась лишь спустя почти 150 лет: в августе 1791 года остров Матуку посетила команда шхуны «Резолюшн».
Процесс интенсивной колонизации островов Фиджи начался в XIX веке, когда здесь стали вынужденно селиться беглые каторжники и моряки с потерпевших крушение кораблей, а на архипелаг зачастили европейские торговцы за сандаловым деревом и морскими огурцами. Налаживанием контактов с островитянами занимались христианские миссионеры, которые стремились исправить местные каннибальские нравы. Эта ставка сыграла в первую очередь на личности рату (титул, даваемый фиджийцам мужского пола знатного происхождения) Такомбау — выдающегося аборигена, прошедшего путь от заядлого каннибала до первого короля независимого Фиджи. Приняв христианство, он в 1871 году сумел объединить враждующие дикие племена соотечественников в единое государство и был поддержан тремя тысячами европейцев, обосновавшихся на островах на тот момент. За несколько последующих лет Такомбау провёл немало реформ, приблизивших Фиджи к цивилизации, и в 1874 году отрёкся от престола в пользу британской королевы Виктории, посчитав, что англичане быстрее решат экономические и социальные проблемы страны, ставшей официально британской колонией.
Рату Серу Эпениса Такомбау — первый король Фиджи.
Фото сделано между 1870 и 1879 годами, автор Фрэнсис Дафти (1816—1910),
хранится в Национальной библиотеке Австралии.
Католическая церковь в городке Нади, Фиджи.
Однако европейцев острова интересовали в первую очередь с точки зрения выгоды. Ещё в 1860-е годы здесь появились плантации хлопка, а чуть позже основной выращиваемой культурой стал сахарный тростник. Но для работы на плантациях требовалось немало рабочей силы, а местное население трудолюбием и многочисленностью не отличалось. И англичане не придумали ничего лучше, чем нанять рабочих из Индии. В результате в период с 1879 по 1916 год на Фиджи были завезены около 60 тысяч индийцев. После истечения второго пятилетнего трудового контракта им разрешалось вернуться обратно на родину, однако более половины эмигрантов остались на островах.
Вид на остров Вити-Леву с высоты птичьего полета.
И хотя в 1916 году иммиграция индийцев была прекращена, численность индийского населения в связи с высоким естественным приростом быстро увеличивалась, а к 1945 году уже превышала численность аборигенов. Смешения культур и населения не произошло, и фиджийцы с индийцами до сих пор, мягко скажем, не дружат. Слишком велики различия в менталитете. Понятно, что именно благодаря этой взаимной нелюбви между фиджийцами и индийцами поток туристов на Фиджи нарастает не так стремительно, как, например, в безмятежной и благополучной Французской Полинезии. В самом деле, какой смысл лететь через половину земного шара, выкладывая в три раза больше наличности, чтобы попасть… в Индию? И ладно, если бы природных достопримечательностей на архипелаге хватало. Но нет: песок здесь не белее тайского, пальмы — такие же, как на Шри-Ланке, а исторических памятников ещё не возникло. В городках на столичном острове Вити-Леву вообще создаётся ощущение, что весь архипелаг состоит из китайских магазинов, индокитайских ресторанов и таксистов-индийцев, успевающих надоесть вам в первые же минуты появления на улице. Коренные фиджийцы, которых, к счастью, здесь немало, радостно вопят приветствие «Bula!», но от этого становится только грустнее: и на Фиджи мир превращается в интернациональную мешанину.
Индуистский храм в городке Нади, Фиджи.
Возможно, на удалённых островах местные жители ещё хранят для себя традиции предков, но, чтобы это увидеть, требуются не один месяц времени и, в идеале, собственная яхта, чтобы беспрепятственно путешествовать между островами.
Папуасы не смешиваются с индийцами и живут обособленно, со своими рынками и развлечениями.
«Омываемые лазурными водами Тихого океана, окаймлённые живыми коралловыми рифами, покрытые изумрудной зеленью тропических лесов острова Фиджи — это то самое место, где поиски искателей земного рая заканчиваются» — примерно так описывают архипелаг рекламные брошюры туристических агентств. Возможно, для тех, кто начал своё знакомство с Океанией на фиджийских берегах, это окажется правдой. Но те, кто успел посетить другие государства этого огромного региона, согласятся со мной: на Фиджи, за исключением группы островов Маманука и Ясава да, пожалуй, острова Тавеуни, — смотреть почти нечего, особенно если вы не фанат дайвинга или пляжного отдыха.