Грац.

Мой первоначальный план предполагал остановку в австрийском Граце на 3-5 часов по пути следования в словенский Марибор. Но жизнь любит устраивать сюрпризы: оказывается в Граце живут друзья и, поскольку мой приезд выдался на субботу, — они как раз свободны и могут показать мне исторический центр города, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1999 году.

Кстати, само название «Грац» имеет славянские корни и происходит от нашего «градец», «град», «город». Собственно немецкое имя «Грац» впервые появляется в записях в 1128 году. Но до сих пор, несмотря на то что население общается на немецком, коренные австрийцы тут в меньшинстве. Грац издавна является городом студентов и в стенах его университетов обучается более 60 тысяч человек со всего мира, прежде всего из Восточной Европы. Не говоря уже о беженцах из стран Арабской весны, Нигерии и Афганистана, большая часть которых просто сидит на пособиях, плодит детей и занимается мелким разбоем. С наступлением сумерек лучше в эти места не соваться, но вам об этом не напишут в путеводителях и рекламных проспектах.

Исторический центр Граца интересен прежде всего благодаря гармоничному сосуществованию типичных зданий разных эпох и различных архитектурных стилей. Расположенный на культурной границе между Центральной Европой, Италией и балканскими государствами, этот город впитал в себя различные черты соседних регионов и, таким образом, получил свой уникальный городской пейзаж. Сегодня старый город состоит из более чем тысячи зданий, чей облик варьируется от готики до современной блобной архитектуры.

Всё осматривать конечно имеет смысл, только если вы зависли здесь на неделю, но вот подняться на холм неприступного замка Шлосберг, куда по лестнице бегал Арнольд Шварценеггер во времена своих тренировок, заехать в «астрономический» дворец-замок Эггенберг, где всё призвано напоминать о ходе времени и движении звёзд, и заглянуть в «инопланетный» музей Кунстхаус Грац (в народе носящий кличку «коровье вымя») через искусственный остров на реке Мур — следует обязательно. Причем тратиться на дорогое такси совершенно не стоит: в Граце действует разветвленная сеть трамвайных путей, которая тоже является своего рода визитной карточкой города. Сеть находится в эксплуатации с 1878 года и в настоящее время имеет шесть дневных линий, а также пять вечерних и воскресных маршрутов. Кстати, есть и музей Грацкого трамвая, расположенный на конечной станции первой линии в Мариатросте и обладающий обширной коллекцией экспонатов. Идеально прикупить проездной на 24 часа по цене в 5,3 евро. Автомат есть в каждом трамвае. По нему можно без дополнительных трат подняться и в Шлосберг на фуникулёре (о чем даже не все местные знают).

А когда вы устанете от пройденных километров и впечатлений, рекомендую заскочить в местечко Glöckl Bräu («Колокольчик невесты») — старинный ресторан с фирменным пивом и настоящей штирийской едой на знаменитой площади Глокеншпильплатц прямо у дома с часами, которые являются одними из узнаваемых достопримечательностей города. Говорят, именно сюда любил заходить будущий Терминатор и 38-й губернатор Калифорнии…

Говорят, это дерево — прямо как в «Игре престолов». Не знаю, не смотрел этот сериал.
Растет в саду замка Эггенберг аж с 1832 года.

Замок Эггенберг. Сейчас на реставрации.

Галерея внутреннего двора замка Эггенберг.

Тюльпанное дерево скоро распустит бутоны. Сад замка Эггенберг.

В саду замка Эггенберг.

В саду замка Эггенберг.

Центр Граца.

Кунстхаус Грац. Официальное название (по задумке архитекторов) «дружественный инопланетянин».

В Австрии проституция легализована, так что ваши глаза действительно видят дамские попки
в витрине дома на местной улице «красных фонарей».

На искусственном острове посреди реки Мур.

Подъем на фуникулере на холм замка Шлосберг открывает хорошие виды на город.

Вид с холма замка Шлосберг. Слева — знаменитая часовая башня Уртурм. Справа видно «коровье вымя» — музей Кунстхаус Грац.

Центральная площадь города с неоклассическим зданием Ратуши, построенным в 1893 году.

Глокеншпильплатц.

Бирдекель из Glöckl Bräu и суточный проездной на общественный транспорт.