Джгантия.

Принято считать, что первые цивилизации зародились около 5000 лет до нашей эры. Их появление было связано с развитием письменности, глиноделия и ремесел, вследствие чего стали появляться города. Однако человечество оставило свой след для будущих поколений не только в виде клинописи на глиняных табличках шумеров, но и в виде различных символов на универсальном языке математических измерений положения звезд, времен года и базовых отображений цикла жизни и смерти.

И в этом отношении Мальтийский архипелаг — кладезь древнейших артефактов, до сих пор скрывающихся в строгой геометрии мегалитических храмов. Комплекс Джгантия на острове Гозо считается старейшим из всех найденных отдельно стоящих сооружений в мире. Вы только вдумайтесь: сооружение, созданное неизвестной культурой, застрявшей на небольшом клочке суши, старше знаменитых египетских Пирамид на целую тысячу лет!

Комплекс состоит из двух неолитических храмов, датируемых третьи тысячелетием до нашей эры (около 5600 лет назад), расположен на северном склоне холмистого плато Шаара. Храмы представляют собой пару отдельных блоков, окруженных стеной с общим фасадом. Некоторые исследователи считают что это храм Богини-Матери и Дочери.

В период максимального оледенения около 10000 лет назад Гозо и Мальта были соединены перешейком с соседней Сицилией и являлись частью сухопутного моста между Европой и Африкой. И несмотря на то, что на Сицилии найдены многочисленные свидетельства присутствия первобытного человека в этот период — на Мальтийском архипелаге таких находок не обнаружено. Строители храмов проявили себя на островах, когда те уже отделились от остальной части суши. Они просуществовали там как минимум полторы тысячи лет и внезапно исчезли около 2300 лет до нашей эры, оставив нас надеяться только на новые открытия, которые приоткроют тайну этого периода прошлого.

Руины Джгантия были известны с 1772 года, а местность расчищена (к сожалению, именно расчищена, а не раскопана археологами) при полковнике Отто Байере в 1827 году. Была найдена керамика, вазы и статуэтки, малая часть которых сохранилась до нашего времени. К счастью, незадолго до расчистки немецкий художник фон Брокдорф нарисовал серию акварелей храма и ближайших окрестностей. Эти картины очень важны, поскольку на них изображены утерянные ныне камни и барельефы.

Создатели мальтийских храмов не знали колеса и металлических инструментов: всё построено только с использованием дерева, отесанных до состояния сферы камней и людской силы. Блоки вырубались из местного известняка и перетаскивались вручную.

Сверху храмы выглядят в форме трилистника и построены с использованием циклопического стиля каменной кладки, когда огромные камни удерживаются на месте лишь за счёт собственного веса. Южный храм содержит пять апсид и средний проход, ведущий к внутренней части трилистника. Он более древний, более крупный и лучше всего сохранился. Внутри располагалась мебель, алтарь, и резные фигурки (вероятно для совершения магических ритуалов). На входе установлен крупный каменный блок с углублением, которое, как предполагается, использовалось для омовения перед входом в святилище.

Джгантия, как и другие мегалитические сооружения на Мальте, направлен на юго-восток. Внешняя стена из известняка окружает оба храма, поднимаясь на высоту до 6 метров. Некоторые блоки весят по 50 тонн и являются одними из самых крупных на островах, которые были использованы для строительства храмов. Внутренние стены слегка наклонены внутрь, как будто предназначены для формирования сводчатой ​​крыши. Внутри комнаты храмов были покрыты глиной и тонким слоем известковой штукатурки.

Северный храм значительно меньше, но с более развитым планом, в котором задняя апсида заменена неглубокой нишей.

Местная легенда гласит, что храмы были построены великаншей Сансуной. Она за один день возвела стены, перетаскав мегалиты на голове. Кстати, слово Джгантия в переводе с мальтийского языка означает «башня гигантов».

После исчезновения племени строителей храмов острова были заселены совершенно другой расой, оставив нас разгадывать еще одну загадку истории.

Схема храмов.

Эти древнейшие скульптуры были найдены в северном храме во времена расчистки.

Традиционная скульптура мальтийских храмов.

Предположительная реконструкция храмов и окружающих пещер с показом мест находок артефактов.

Центральный проход в южный храм.

Отверстия для древесных перекладин.

Табличка с наглядным изображением того, как перетаскивались эти огромные блоки.

Центральная зала.

Изображение центральной залы, какой она виделась в 1836 году.

Основное ритуальное помещение южного храма.

Камень с простейшим орнаментом.