Транс-иранский маршрут.

Как много, оказывается, я еще не написал по Ирану!

Взять, к примеру, транс-иранскую железную дорогу, которая соединяет порты Персидского залива с портами Каспия. Она была построена в 1927–1938 годах и тянется от порта Бендер-Шах (ныне Бендер-Торкеман; слово «бендер» на фарси означает «порт») на Каспийском море через Тегеран до порта Бендер-Шахпур (ныне Бендер-Хомейни) в Персидском заливе. Трасса длиной 1394 км имеет около 230 тоннелей, 4100 мостов, и поднимается на максимальную высоту 2200 м над уровнем моря.

Дорога уникальна не только тем, что именно благодаря ей осуществлялась доставка грузов из США и Великобритании в СССР во время Второй мировой войны, но и тем, что до сих пор ко многим населенным пунктам горной системы Загрос добраться можно только по ней.

Иран практически полностью располагается на Иранском нагорье, большая часть которого покрыта горами. А главная горная система — Загрос — пересекает страну на протяжении 1500 км с северо-запада на юго-восток. Немалое количество пиков Загроса превышает по высоте 3000 м, а в наиболее высокогорном районе (Фарс) — 4000 метров. По сути весь маршрут от Персидского залива до Каспия — это сплошная стиральная доска из параллельных горных хребтов, которые растут всё выше и выше за счет подпора Евразии Аравийской плитой. Да, со временем Персидский залив станет озером, а иранские горы будут напоминать Гималаи.

Потому и не удивительно, что в самой сложной части транс-иранская дорога имеет по тоннелю и паре-тройке мостов на каждые два километра пути. Железка не электрифицирована, поезд идет медленно и печально из-за крутых поворотов, но именно это позволяет разглядеть много деталей снаружи. И даже несмотря на то, что пассажирские поезда идут преимущественно ночью — этим маршрутом точно стоит проехать. Если, конечно, вас не смущают билеты с арабской вязью вместо привычных букв и шестиместные купе, где приходится спать с ощущением кота в маломерной коробке.