Слово о черепахе.

Теперь-то я точно знаю, как будет выглядеть земной космонавт, например, на Марсе. Точно так же как морская черепаха на йеменском пляже – столь же неуклюж и беззащитен. Вроде и кислород в скафандре есть и связь с миром не потеряна, но особо не разбежишься и надо работать, невзирая на возможные проблемы или даже опасности.

Вообще, мне непонятно, как у людей поднимается рука на убийство этой животины. Да, её втроем не поднимешь и из панциря без инструментов не вынуть. Но достаточно лишь один раз увидеть, как черепаха с превеликим трудом преодолевает метр за метром песчаного пляжа, чтобы, промучившись около часа, отложить в песок яйца – в горле возникает комок и появляется чувство стыда. Стыда за то, что ты не можешь сделать ей легче – разве что стоять на охране, пока рептилия раз за разом сгребает песок, укрывая в чужеродной среде то, что, быть может, остается последней надеждой на продолжение рода.

От момента рождения она помнит дорогу назад на протяжении аж тридцати лет, чтобы вернуться для своей первой кладки. И далее – возвращается сюда почти каждый год. До тех пор, пока в попытках уйти в родную среду силы ее не оставят. Так они и умирают: вытягивая шею в сторону прибоя и вглядываясь в горизонт океана глазницами пустых черепов.

Формально их даже тут охраняют, удерживая отдельные пляжи от страждущих легкой наживы. Реальность же выглядит заплывающими воронками пустующих черепашьих гнездовий. Да, они все еще возвращаются. Чаще – в яркие полнолунные ночи. Но с каждым разом их становится меньше. И мне не хочется верить, что настанет тот день, когда из моря не выйдет ни одной борозды…

Следы черепах, ведущие в океан.

Есть даже свои перекрестки.

Некоторые умирают, не находя в себе сил вернуться назад.

Разоренная кладка.

Этому мальку тоже не повезло.

В пасмурную ночь на пляж вышла только одна черепаха.

На панцире видна метка.

Эта черепаха смогла вернуться обратно. Видели бы вы, как тяжело дались ей последние метры.

Черепаховый пляж.

Крабовые иероглифы.

Черепаховый пляж. Видны ямы гнездовий.

Место нашей стоянки. В этой части пляжа черепах не было уже давно.