Рапа Нуи.

Рапа Нуи – маленький треугольник земли в забытой Богом части величайшего океана планеты. Пять часов перелета на новеньком «боинге» от ближайшего континента – Южной Америки, и вот я спускаюсь по трапу на остров-легенду. Остров сотни имен. Остров, что ныне зовем именем Пасхи.

Прошло уже почти триста лет с той поры, как он предстал перед ликом европейской цивилизации. Написаны тонны трудов, напечатаны сотни статей. Но остров хранит свои тайны, и многих ответов нет до сих пор, хотя все исследователи едины в одном: Рапа-Нуи – синоним слов «единственный» и «самый-самый». Самый удаленный от крупной суши обитаемый остров на этой планете с собственным рапануйским языком. С самыми загадочными истуканами моаи, что, по легенде, сами «шли» к своим постаментам. Единственное место в Тихом океане, где люди создали письменность – ронго-ронго. И ныне единственно возможное место посадки для самолетов, летящих из Южной Америки вслед за Солнцем. Недаром же аэропорт на Рапа-Нуи является резервным местом приземления космических шаттлов! Ну и, безусловно, остров — единственное основание, по которому на картах государства Чили воды от Пасхи до континента зовутся морем Чилийским. Хорошенькое такое море… в одну шестую часть Тихого океана.

Местная легенда о возникновении этого удивительного клочка суши посреди безбрежного океана связана с полинезийским мифом о боге-великане Уоке, который посохом создавал и разрушал острова. Когда-то давно Уоке разрушил большую страну, от которой остался лишь Рапа-Нуи. Потому одно из названий острова звучит как Те-Пито-те-хенуа — «Пуп Земли». Вроде как самой земли уже давно нет, а пуп от нее остался.

На самом деле, как утверждает современная геологическая наука, Рапа-Нуи – вулканического происхождения и никогда не являлся частью какого бы то ни было материка. По сути он – вершина вулкана, крутыми склонами идущего под водой вниз. Потому пологих берегов здесь не найти и до райского уголка – утехи любителей пляжного отдыха, несмотря на субтропический климат, — ему далеко. Не то что другим островам Океании.

Но не ради пляжей люди едут сюда. А ради исполинских моаи: знаменитых каменных истуканов острова Пасхи, которых заново открыл миру знаменитый путешественник Тур Хейердал. В 50-х годах прошлого века он провел здесь несколько месяцев, пытаясь ответить на вопрос: «Как люди строили и перетаскивали эти статуи весом в несколько тонн?»

Хотя мне куда интересней найти ответ на вопрос: «Зачем?» Что побудило людей это делать? Я вглядываюсь в лица десятков стоящих моаи и вдруг понимаю – они списаны с лиц реальных людей. С лиц тех, кто здесь родился и жил. И знал, что другой земли никогда не увидит.

Предполагается, что в XVI—XVII веках, в период культурного расцвета, на острове Пасхи жило десять племен, суммарной численностью около 15 тысяч человек. Пятнадцать тысяч людей в треугольнике со сторонами в 16, 18 и 24 километра! Сложно выжить, когда в жизни нет смысла. А раз люди выжили – значит, смысл был. И это, как принято у человечества, — война и идея.

Войн на острове было немало, и каннибализм (ресурсов-то мало) процветал. Но война угнетает, если нет великой идеи. И какой-то умник (разумеется, вождь) её придумал, решив сделать статую имени себя. Не потому ли все моаи смотрят внутрь острова? Со стороны океана смотреть на себя неудобно. И для подданных не так назидательно.

Понятно, что другие вожди подхватили идею, а чтоб выделяться, делали статуи все выше. Транспортировали моаи с использованием древесины, которой становилось все меньше. Активная рубка деревьев привела к эрозии почвы, в результате чего сильно пострадало сельское хозяйство и население острова со временем сократилось в разы. К 1722 году, когда остров открыл для европейцев голландский путешественник Якоб Роггевен, жителей там насчитывалось всего-навсего 3000 человек.

Грустно, конечно, но рапануйцы были большие затейники. Когда развозить многотонных моаи по острову стало невозможно из-за напрочь сведенного леса, матато’а, воины острова Пасхи, учредили новый культ — культ бога Маке-маке (человека-птицы), который, согласно рапануйской мифологии, некогда сотворил всех людей. Культ родился в конце XVI века. Надо же занять чем-то людские головы. К великанам-моаи и их постаментам-аху при этом он не имел ни малейшего отношения. Кстати, в 2008 году именем Маке-маке была названа карликовая планета в поясе Койпера, за пределами орбиты Плутона.

У юго-западной оконечности Рапа-Нуи есть два маленьких островка: Моту-Нуи и Моту-Ити, где гнездятся черные крачки, или манутара. Вот народ и повадился каждую весну отбирать лучших представителей племен для соревнования по доставке яиц крачки на Большую землю. Ради этого на краю кратера Рано Кау отгрохали каменную деревушку Оронго из 54 домов, где и готовились к церемонии. Тот, кто доплывет до острова (акул много, однако), стащит яйцо и первым вернется назад (не все, ох, не все возвращались!), станет тангата-ману, то бишь человеком-птицей и главой острова по совместительству. Ровно на один год. Года, видать, было достаточно, чтобы обогатить свое племя, перераспределяя скудные запасы острова в нужном направлении. Последний раз церемония проводилась менее 150 лет назад — в 1867 году. И на сегодняшний день культ Маке-Маке – единственный задокументированный факт из древней культуры рапануйцев.

Современному туристу или путешественнику, посетившему остров, местные жители не могут рассказать ничего, кроме запутанной мешанины из пары легенд. Одна — о войне двух островных племен — «длинноухих» и «короткоухих». Другая — о прибытии на остров Хоту-Мату’а — вождя предков нынешних островитян. В этих историях, возможно, и сохранились отзвуки давних событий. Но их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории древней цивилизации острова Рапа-Нуи.

Оно и понятно – нынешние обитатели острова Пасхи практически не имеют древних рапануйских корней. 12 декабря 1862 года в бухту Ханга-Роа причалили восемь перуанских рабовладельческих кораблей. Было схвачено около двух тысяч рапануйцев, среди которых оказался король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. Перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано у берегов Южной Америки. Из-за унизительных условий, голода и болезней в живых осталось лишь около сотни островитян. Только благодаря вмешательству правительства Франции и губернатора Таити удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней домой вернулось только… 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы в конце концов привёл к почти полному истреблению жителей острова. В 1877 году численность рапануйцев составляла всего 111 человек. Понятно, почему угас культ Маке-маке – не стало людей, которые могли бы его поддерживать.

9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об его аннексии государством Чили. В 1898 году вождь Риророко отправился в Чили с жалобой на злоупотребления чилийских властей, однако через несколько дней умер в Вальпараисо. С тех пор на острове Пасхи верховных вождей уже не было.

С 1914 года чилийское правительство стало назначать на острове губернаторов из числа военных. С 1953 года Рапа-Нуи подчинялся командованию чилийского ВМФ. Жителям было запрещено покидать пределы единственного поселения Ханга-Роа. Только в 1956 году условия жизни на острове стали более благоприятными, а местным школьникам было разрешено учиться на материковой части Чили. С 1966 года здесь стали проводиться свободные выборы, появилось электричество в местных домах, построили дороги, объекты инфрастуктуры и даже вырастили небольшой лес эвкалиптов. А несколько лет назад сюда добрался спутниковый Интернет и был основан туристический кемпинг с колоритным названием Mihinoa.

Прожив на острове несколько дней, я понял одно: сюда стоило прилететь через половину земного шара. Самый удаленный остров планеты… Ультрамарин океана и молчаливые моаи, держащие на каменных плечах спокойствие этого мира… Как Великая Китайская стена. Как пирамиды в Египте. Как Мачу-Пикчу в Перу. Их народы исчезли, их цель канула в Лету. Но они продолжают поддерживать жизнь тех, кто все еще рядом. Отдавая туристами дань былых молитв и вознесений.

Боги умирают. Но и после смерти они продолжают работать.