Люди Сео.

Дорога от столицы догонов к обрыву Бандиагара проложена прямо по каменным плитам нагорья, по которым сможет проехать далеко не каждая колымага. Общественного транспорта тут просто нет: аборигены передвигаются пешком или на редких попутках. Да и сама дорога — явно побочный продукт строительства множества мелких дамб для удержания воды, что позволяет выращивать лук и обеспечивать работой население и в сухой сезон.

— Их построили немцы, по гранту от Евросоюза, почти 150 дамб, — Мамаду остановил машину у сооружения и жестом предложил прогуляться: «Теперь мы не так зависим от доходов с туризма (которого сейчас нет), но, все равно, люди уходят. Настало неспокойное время — хоть обратно возвращайся на скалы».

Да, изначально, догоны, подобно пигмеям теллем, жившим тут ранее, селились прямо на скалах, строя свои колоритные здания в расщелинах или на плоских уступах. Идеальное место для защиты от зверя и, главное, человека. Но сейчас деревни догонов либо перебрались на плато, хотя и рядом с обрывом, либо спустились вниз, на равнину Сено, оставаясь в пределах видимости от скальных обиталищ своих предков. И причина этого переселения вовсе не в снятии напряженности, проникновении цивилизации или в исламизации народа. И даже не в том, что на скале достаточно опасно жить и требуется много дополнительных усилий для поддержания быта. Просто ушла вода. Раньше влага сочилась прямо со скал на протяжении года, сейчас же удается отыскать лишь редкие капли. Сахара приближается и дышит в лицо: вода уходит под землю. Все деревни на равнине в сухой сезон живут только за счет колодцев. Тем же, кто обосновался на плато приходится тратить часы на доставку воды из ближайших природных или искусственных резервуаров.

Через несколько километров дороги дамбы закончились и тут же исчезла зелень полей. Мамаду что-то кратко выдал водителю и мы остановились посреди каменного миража мистического нагорья догонов.

— Заглянем в деревушку Бенимату, а водитель пока забросит рюкзаки в Аинделу, где мы потом заночуем. Дойдем за пару часов: на машине туда не доехать.

Вообще, путешествовать по земле догонов без хорошо информированного гида — довольно проблематично, если вы не хотите задеть или оскорбить местных жителей. Все деревни и тропы, соединяющие их, полны священных мест и фетишей, которые иностранцу не распознать в одиночку. Приближение к этим местам запрещено (или разрешено в определенное время с определенной целью), поэтому все передвижения идут серпантином, с многочисленными обходами и остановками. А уж если вы встречаете аборигена, то без традиции догоновского приветствия никак не обойтись.

Эта традиция в стране догонов, да и в остальном Мали, очень важна. Даже если вы видитесь с человеком несколько раз в день, вы должны его приветствовать каждый раз как первый. Иногда это начинается, когда два человека все еще далеки друг от друга. Приветствие занимает приличное время, но даже если человек не останавливается и продолжает идти — вы не должны прерывать процедуру.

Все начинается с вопросов о текущем здоровье:

— Ага поо! (привет, доброе утро)
— Поо! (доброе утро, привет)
— У сео? (как ты?)
— Сео! (отлично)

Зачем идут вопросы о здоровье жены, детей, зверей, о доме, о работе, о предках, о…

— У манаве сео? (как семья?)
— Сео!
— Уну сео? (как дети?)
— Сео!

Вопросов — десятки, ответ один — сео (sewo). Сео, даже если у тебя этого нет. Сео, даже если тот, о ком спрашивают уже давно умер. Сео, даже если…

Закончил спрашивать первый — настает очередь второго. Он задает в обратку те же вопросы и получает все тот же ответ. Вся наша вселенная — сео. А значит, что всегда всё хорошо. Мне нравится такой подход к жизни.

— У сео?
— Сео
— У манаве сео?
— Сео
— Гуини сео? (как дом?)
— Сео

И, наконец, завершение:

— Поо (спасибо)
— Ях поо (спасибо взаимно)
— Ях поо, ях поо.

Только после этой фразы можно приступать к дальнейшему разговору. Или просто идти дальше, если вы случайно встретились на дороге. Зачастую, к моменту окончания приветствия люди уже прошли мимо друг друга и финальные фразы бросаются назад, через плечо. Но традиция соблюдена, а значит, всё будет сео. Главное — не торопиться. Недаром у догонов существует общее выражение добрых пожеланий по случаю встречи или расставания, с которым обращаются к другу или родственнику: «Да поможет тебе сидеть бессмертный Амма!»

Пожалуй, нам также пора присесть на теплые камни нагорья Бандиагара и просто послушать, как слово «сео» разносится эхом по скалам. Оказывается, когда никуда не спешишь — жизнь кажется ярче. Всем сео, друзья.